ГОСТ Р 54985—2018
71
Приложение B
(справочное)
Краткое описание сертификации/регистрации
Начало работы
Внедрив систему менеджмента качества, организация не обязана ее сертифицировать, но большинство ма-
лых организаций делают это, поскольку такая сертификация является хорошим способом продемонстрировать
существующим и потенциальным потребителям, что они могут получать от организации соответствующую про-
дукцию и услуги.
До начала процесса сертификации/регистрации необходимо убедиться, что все элементы системы менед-
жмента качества внедрены и функционируют в течение нескольких месяцев. В этом случае можно рассмотреть
систему менеджмента качества в действии и иметь возможность ее улучшить. На этой стадии введение любых
улучшений упрощает процесс сертификации/регистрации, а также обеспечивает экономию времени и денег.
Органы по сертификации рассматривают только то, что уже произошло или происходит в данный момент.
Должно быть обеспечено достаточное количество записей для демонстрации того, что система менеджмента каче-
ства внедрена и эффективно работает. Организация должна будет предоставить свою документированную инфор-
мацию (включая записи), предоставить органу по сертификации возможность наблюдать за своими процессами,
интервьюировать персонал, проводить другие проверки, чтобы убедиться во внедрении системы менеджмента
качества.
Кто проводит сертификацию
Существует два типа оценки: первый осуществляет потребитель организации, второй — независимая сторо-
на (орган по сертификации).
Если оценку системы менеджмента качества проводит потребитель, это может быть частью установленного
им процесса для определения и квалифицирования поставщиков (например, организации, поставляющей про-
дукцию). Такие оценки обычно не заканчиваются сертификацией/регистрацией по ИСО 9001, но могут приводить
к некоторым другим формам признания деятельности организации, таким как сертификат или свидетельство, вы-
данное потребителем.
Краткое описание, приведенное далее, относится к аудитам, проводимым органами по сертификации/ре-
гистрации, представляющими независимую третью сторону (иногда называемую регистраторами), для сертифи-
кации/регистрации системы менеджмента качества на соответствие требованиям ИСО 9001. Преимуществом
независимой сертификации/регистрации является то, что она может получить широкое общемировое признание
организациями (потребителями и др.) на рынке или в отрасли и большинством органов по аккредитации.
Краткое описание
Процесс обычно осуществляют в следующей последовательности.
Организация подает оформленную заявку в орган по сертификации/регистрации. Заявление, как правило,
включает в себя описание деятельности организации, выпускаемой продукции и любую другую необходимую ин-
формацию. Орган по сертификации может требовать заполнения формы, содержащей перечень вопросов.
Перед проведением аудита органом по сертификации организация можете обратиться за услугами к третьей
стороне и привлечь ее для выполнения предварительной оценки, которая поможет проверить готовность организа-
ции к прохождению сертификационного аудита.
Сертификационный аудит состоит из двух стадий. Первую стадию проводят с целью:
- удостоверения в том, что документация системы менеджмента качества организации внедрена и включает
в себя требуемые процедуры;
- оценки условий места расположения организации;
- определения подготовленности персонала ко второй стадии аудита;
- проверки информации, касающейся области применения системы менеджмента качества;
- проверки наличия каких-либо законодательных и других обязательных аспектов, которые влияют на орга-
низацию;
- обеспечения планирования второй стадии аудита;
- оценки проведения внутренних аудитов и анализов со стороны руководства.
Если на первой стадии аудита выявлены какие-либо недостатки, орган по сертификации должен указать на
них. Обычно поправки к документации системы менеджмента качества позволяют справиться с большинством
проблем, но также может понадобиться разработать дополнительные документы. Дальнейший анализ любых из-
менений будет проводиться на следующей стадии аудита.
На второй стадии группа аудиторов использует руководство по качеству, любые процедуры или другие до-
кументы в качестве руководства по определению того, каким образом работает организация. Рабочими словами