ГОСТ Р 54985—2018
31
нимая соответствующие действия, когда процессы, продукция и услуги не отвечают согласованным
спецификациям. Эти работники должны понимать, какие будут последствия, если есть несоответствия в
системе менеджмента качества (переделка, перевод в отходы, неудовлетворенность потребителей,
правовые последствия). В зависимости от характера работы, которую выполняют работники, действия
по достижению осведомленности могут отличаться.
Организация должна обеспечивать понимание работниками того, как они влияют на результатив-
ность системы менеджмента качества при выполнении операционных процессов, результаты которых
содействуют достижению удовлетворенности потребителей.
Организация может достигать осведомленности различными способами, такими как:
a) разъяснение ожидаемых результатов (например, наглядные инструменты, такие как картинки
приемлемых и неприемлемых продукции и услуг);
b) доведение понятных требований к продукции и услугам;
c) проектирование процессов для безусловной изоляции несоответствующих результатов;
d) ясное доведение способов обращения с претензиями и подробных внутренних шагов в случае
серьезных тенденций несоответствия.
Обмен информацией всех видов является важным для обеспечения осведомленности и может
включать в себя регулярные совещания для анализа, встречи с потребителями и внешними поставщи-
ками, сбор информации по обратной связи и обеспечение того, чтобы эта информация была известна
соответствующим лицам.
Анализ конкретной ситуации для 7.3
Архитектору представили контракт с маляром для работы в проекте. Архитектор удостоверяется,
что маляр знаком со стандартами приемки работы (например, убеждаясь, что краска ложится ровно и
цвета соответствуют одобренным образцам). Контролер удостоверяется, что маляр знает, что только
архитектор или контролер могут давать инструкции.
Перед началом работы проводится совещание с маляром и другими работниками, нанятыми для
выполнения отдельных работ. На совещании контролер знакомит нанятых работников:
- с их ролью в обеспечении соответствия всего проекта установленным требованиям;
- с последствиями несоответствия стандартам приемки, такими как необходимость переделки
или выполнения других корректирующих действий;
- с последствиями невыполнения работы в срок, включая потерю потенциальной работы;
- с преимуществами хорошей работы всей команды, чтобы по ее завершении все были удовлет-
ворены (например, для будущих контрактов и хороших отзывов).
7.4 Обмен информацией
Организация должна определить порядок внутреннего и внешнего обмена информацией, отно-
сящейся к системе менеджмента качества, включая:
a) какая информация будет передаваться;
b) когда будет передаваться информация;
c) кому будет передаваться информация;
d) каким образом она будет передаваться;
e) кто будет передавать информацию.
[ИСО 9001:2015]
Рекомендации
Смысл данного пункта заключается в обеспечении того, что организация устанавливает внутрен-
ний и внешний обмен информацией, который необходим и который относится к системе менеджмента
качества.
Организация должна определять то, что ей необходимо сообщать заинтересованным сторонам.
Это может отличаться для внутренних и внешних сторон. Например, организация может передавать
информацию о состоянии системы менеджмента качества лицам организации, а при обмене информа-
цией с внешними поставщиками — о сроках и новых условиях по заказам на закупку.
Организация должна определить те стороны, с которыми она должна обмениваться информацией
для результативного функционирования системы менеджмента качества. Сюда можно отнести соответ-
ствующие лица в организации на всех уровнях и соответствующие заинтересованные стороны (такие