ГОСТ Р 54985—2018
8.5.5 Деятельность после поставки
Организация должна обеспечить выполнение требований к деятельности, связанной с продукци-
ей и услугами, после того, как они были поставлены.
При определении объема требуемой деятельности после поставки организация должна рассма-
тривать:
a) законодательные и нормативные правовые требования;
b) потенциальные нежелательные последствия, связанные с ее продукцией и услугами;
c) характер, использование и предполагаемое время жизни продукции и услуг;
d) требования потребителей;
e) обратную связь с потребителями.
Примечание — Деятельность после поставки может включать в себя действия согласно гарантийным
обязательствам, контрактным обязательствам (такие как обслуживание) и дополнительные услуги, как напри-
мер переработка или окончательное уничтожение.
[ИСО 9001:2015]
Рекомендации
Смысл настоящего пункта — обеспечить уверенность в том, что организация выполняет соответ-
ствующие требования после того, как продукция или услуга поставлены, признавая, что на поставке не
заканчивается ответственность организации. При определении деятельности после поставки организа-
ция должна рассматривать не только известные требования (например, законодательные и норматив-
ные правовые требования или требования потребителя), но также и вероятность того, что продукция
или услуга не отвечают требованиям, как то ожидалось, и могут потребоваться дальнейшие действия.
Риск неудовлетворенности потребителей или потери потенциальной возможности увеличивается, если
организация не рассматривает потенциальные и установленные действия после поставки.
Примеры деятельности после поставки включают в себя:
a) взаимодействие с потребителями для подтверждения того, удовлетворяют ли их продукция или
услуги;
b) установка оборудования на месте и утилизация старого оборудования потребителя;
c) контрактные соглашения, такие как гарантии и техническая поддержка;
d) доступ потребителей к онлайн-информации, относящейся к поставке продукции или услуг, на-
пример, статус рейсов; часто задаваемые вопросы (FAQ);
e) проверка подлинности продукта;
f) техническую поддержку по телефону, которую обеспечивает продавец компьютера.
8.5.6 Управление изменениями
Организация должна анализировать изменения в производстве продукции или предоставлении
услуг и управлять ими в той степени, насколько это будет необходимо для обеспечения постоянного
соответствия требованиям.
Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию, описываю-
щую результаты анализа изменений, сведения о должностных лицах, санкционировавших внесение
изменения, и все необходимые действия, являющиеся результатом анализа.
[ИСО 9001:2015]
53
Рекомендации
Смысл настоящего пункта — обеспечить уверенность в том, что организация анализирует и управ-
ляет изменениями, которые происходят в процессе производства продукции и предоставления услуг,
в соответствии с положениями, установленными при планировании системы менеджмента качества
(см. ИСО 9001:2015, пункт 6.3). Действия, определенные для решения таких изменений, должны быть
направлены на обеспечение того, что выходные данные, продукция и услуги будут продолжать удовлет-
ворять применимым требованиям.
Этот пункт касается изменений, которые происходят в течение производства продукции и предо-
ставления услуг и которые могут повлиять на соответствие требованиям. Организация должна обеспе-
чить сохранение целостности производства продукции и предоставления услуг посредством управле-
ния этими изменениями и анализа предпринятых действий, а также рассмотрением того, как это влияет
на средства управления, внедренные в соответствии с ИСО 9001:2015 (пункт 8.5.1).