ГОСТ Р 54985—2018
Организация должна определить соответствующие данные для анализа. Выбор данных должен
гарантировать, что результаты анализа и оценки могут быть установлены для оценки результатов дея-
тельности и результативности системы менеджмента качества, а также для определения потребности в
каком-либо улучшении. Примеры источников данных могут включать в себя, но не ограничиваться
этим:
a) продукция: количество произведенного продукта, соответствие установленным требованиям
(например, потребителя, законодательным, нормативным правовым); доля несоответствий [количество
частей на миллион (PPM)]; перевод в отходы или переделка, своевременная поставка, выполнение за-
каза;
b) предоставление услуг: время ожидания в очереди, свидетельство разрешения вопросов потре-
бителя, простота доступа, точность, общий порядок и чистота, дружелюбность;
c) результаты мониторинга восприятия потребителей;
d) выполнение проектов по плану (например, бюджет и сроки);
e) анализ действий по рискам и возможностям (например, протоколы совещаний);
f) своевременная поставка и качество (например, забраковки) внешних поставщиков;
g) статус целей в области качества.
Организация должна учитывать, с какой периодичностью она будет анализировать и оценивать
данные, которые помогут идентифицировать области для улучшения. Это может зависеть от способ-
ности организации получать информацию в электронном виде, а не подготавливать данные вручную.
Организация должна обеспечить, чтобы методы и данные о качестве (например, показательные, бес-
пристрастные, полные, точные, квалифицированные) предоставляли полезную информацию для при-
нятия решений руководством. Статистические методы могут быть полезными инструментами для про-
цессов анализа и оценки.
Выходные данные анализа и оценки часто представлены в виде документированной информации,
такой как анализы или отчеты о тенденциях, сбалансированные системы показателей, таблица индика-
торов, и оказываются входными данными для анализа со стороны руководства или встреч, на которых
рассматривают выходные данные. По этой причине они должны быть представлены в виде, позволяю-
щем определить необходимость выполнения каких-либо действий по улучшению системы менеджмента
качества. В то время как анализ и оценку часто относят к анализу со стороны руководства, организация
должна определить соответствующую периодичность для оценки и анализа информации. Некоторые
организации могут решить выполнять этот анализ чаще, например, на ежедневных совещаниях.
9.2 Внутренний аудит
9.2.1 Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы
времени для получения информации, что система менеджмента качества:
а) соответствует:
1) собственным требованиям организации к ее системе менеджмента качества,
2) требованиям настоящего стандарта;
b) результативно внедрена и функционирует.
[ИСО 9001:2015]
59
Рекомендации
Смысл данного пункта заключается в получении информации посредством внутренних аудитов о
результатах деятельности и результативности системы менеджмента качества с беспристрастной точки
зрения, для обеспечения уверенности в том, что запланированные мероприятия выполнены и что си-
стема менеджмента качества результативно внедрена и поддерживается.
Внутренние аудиты могут использоваться для определения того, соответствует ли система ме-
неджмента качества требованиям ИСО 9001 и требованиям организации. Методы аудита должны вклю-
чать в себя прямое наблюдение за процессом, проведение интервью с соответствующими лицами, и
изучение документированной информации (такой как внутренние процедуры, чертежи, спецификации,
стандарты; требования потребителей; законодательные и нормативные правовые требования; кор-
поративные системы менеджмента). Хотя организация должна стремиться к тому, чтобы ее система
менеджмента соответствовала всем применимым требованиям ИСО 9001, не существует требования
проводить оценку в ходе каждого аудита для каждого раздела ИСО 9001 или процесса в системе ме-
неджмента качества.