ГОСТ Р 54985—2018
гих обстоятельствах физические факторы, такие как чистота, могут быть критическими факторами, на-
пример, при производстве компьютерных чипов, где требуются чистые помещения.
В некоторых случаях человеческие факторы могут быть критичными для процесса; поэтому они
должны учитываться при определении среды для функционирования процессов, например, посред-
ством исключения высокой загруженности и стрессов (для предотвращения потенциальных ошибок,
выгораний или «прессования») для работников, а также посредством предоставления информации (на-
пример, о времени ожидания на обслуживание территорий) для потребителей.
Также должны быть рассмотрены другие факторы, такие как социальные и психологические во-
просы. Например: человеческие факторы, такие как поощрение создания познавательной среды для
дошкольных учреждений; оказание посреднических услуг в подходящей среде, чтобы избежать кон-
фликтов; предоставление достаточного количества времени отдыха для предотвращения несчастных
случаев, например, ограничение летных часов для пилотов или ограничение времени вождения для
тех, кто занимается обеспечением грузовых и распределительных служб.
Здесь не подразумевается, что организация должна внедрить формальную экологическую систе-
му менеджмента или систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья для соответствия
требованиям ИСО 9001:2015 (пункт 7.1.4), до тех пор, пока это не потребуется.
После того, как среда для функционирования процессов определена, она должна соответствую-
щим образом поддерживаться и управляться по мере необходимости.
Пример — Транспортное предприятие должно перевезти замороженные продукты из одного ме-
ста в другое. Это требует 36 часов при приемлемой скорости.
Предприятие должно обеспечить доставку продуктов в срок сохраненными при установленной
температуре. Чтобы быть уверенным в выполнении, предприятие должно учесть человеческие и дру-
гие факторы.
Для безопасности работы водителя предприятие должно установить обязательные остановки
для отдыха каждые четыре часа, что регистрируется спутниковой навигационной системой, с физи-
ческой проверкой состояния водителя и его способности продолжать поездку каждые 12 часов. Для
сохранения продуктов предприятие требует, чтобы водитель отслеживал и записывал температуру
хранения на каждой остановке и регистрировал электронно для проверки.
7.1.5 Ресурсы для мониторинга и измерения
7.1.5.1 Общие требования
Организация должна определить и предоставить ресурсы, необходимые для обеспечения имею-
щих законную силу и надежных результатов в тех случаях, когда мониторинг или измерения исполь-
зуются для подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям.
Организация должна обеспечить, чтобы предоставленные ресурсы:
a) были пригодными для конкретного типа предпринимаемых действий по мониторингу и изме-
рению;
b) поддерживались в целях сохранения их пригодности для предусмотренных целей.
Организация должна регистрировать и сохранять соответствующую документированную инфор-
мацию как свидетельство пригодности ресурсов для мониторинга и измерения.
[ИСО 9001:2015]
25
Рекомендации
Смысл настоящего пункта — гарантировать уверенность в том, что организация определяет и
обеспечивает соответствующие ресурсы для получения достоверных и надежных результатов монито-
ринга и измерения при проведении оценки соответствия продукции и услуг организации.
Ресурсы, необходимые для мониторинга и измерения, сильно различаются в зависимости от вида
производимой организацией продукции и предоставляемых услуг, а также процессов, разработанных
для системы менеджмента качества.
В некоторых случаях простой проверки или мониторинга будет достаточно для определения ста-
туса. В других случаях будет необходимо измерение, и это может потребовать измерительного обору-
дования, которое должно быть откалибровано и(или) поверено.
Мониторинг предполагает наблюдения, контроль и проверки для определения количественного
и(или) качественного состояния действия, процесса, продукта или услуги. Это может быть: простая
проверка, чтобы убедиться в правильном количестве или выполнении заказа; измерительный прибор,
чтобы показать верность чего-либо; прослушивание разговоров между потребителем и центром обра-