ГОСТ Р 54985—2018
7.1.6 Знания организации
Организация должна определить знания, необходимые для функционирования ее процессов и
для достижения соответствия продукции и услуг.
Знания должны поддерживаться и быть доступными в необходимом объеме.
При рассмотрении изменяющихся нужд и тенденций организация должна оценивать текущий
уровень знаний и определять, каким образом получить или обеспечить доступ к дополнительным
знаниям и их необходимым обновлениям.
Примечания
1 Знания организации — это знания, специфичные для организации; знания, полученные в основном
из опыта. Знания — это информация, которая используется и которой обмениваются для достижения целей
организации.
2 Основой знаний организации могут быть:
a) внутренние источники (например, интеллектуальная собственность; знания, полученные из опыта; вы-
воды, извлеченные из неудачных или успешных проектов; сбор и обмен недокументированными знаниями и
опытом; результаты улучшений процессов, продукции и услуг);
b) внешние источники (например, стандарты, научное сообщество, конференции, семинары, знания, по-
лученные от потребителей и внешних поставщиков).
[ИСО 9001:2015]
Рекомендации
Смысл этого пункта — поддержание знаний, определенных организацией как необходимых для
функционирования ее процессов и для достижения соответствия продукции и услуг, а также содействие
приобретению необходимых знаний с учетом меняющихся потребностей и тенденций.
Знания организации — это конкретные знания организации, полученные в результате совместного
опыта или индивидуального опыта отдельных лиц. Эти знания используются или могут быть использо-
ваны для достижения целей в области качества организации или ее намеченных результатов.
Организация должна рассмотреть способы определения и менеджмента ее знаний, требуемых
для удовлетворения настоящих и будущих потребностей организации. Персонал организации и его
опыт являются фундаментом знаний организации. Накопление и обмен таким опытом и знаниями мо-
жет привести к успешным совместным усилиям, к созданию новых или обновленных знаний организа-
ции.
Сложные организации могут выбирать для внедрения формальную систему менеджмента знаний,
в то время как менее сложные организации могут выбирать для использования простые методы, такие
как ведение регистрационных журналов по решениям проектирования или по характеристикам и про-
изводительности химических соединений, которые были разработаны и протестированы.
При определении, поддержании и создании доступных знаний организация может рассмотреть:
a) обучение на неудачах, ситуациях, близких к промаху, и успехах;
b) накопление информации от потребителей, внешних поставщиков и партнеров;
c) накопление знаний, которые существуют внутри организации, например, через наставничество,
планирование преемственности;
d) изучение лучшего опыта;
e) внутрикорпоративная сеть, библиотеки, познавательные курсы, информационные рассылки
и т. д.
28
Пример — Чтобы убедиться, что у него есть знания, необходимые для ведения бизнеса, неболь-
шое предприятие, предоставляющее консультации по инжинирингу, обсуждает, что должны знать
работники, чтобы надежно предоставлять заявленные услуги.
Чтобы каждый был осведомлен о том, что необходимо для выполнения работы, предприятие
организовало наблюдение за выполнением обычных действий и их регистрацию в базе данных. Вы-
полняя этот опыт предприятие выяснило, что некоторыми знаниями обладают только два наиболее
опытных консультанта и другие работники часто обращаются к ним за советами. Когда эти консуль-
танты отсутствуют, возникает очевидный пробел знаний.
Чтобы устранить это, предприятие предусматривает:
- введение схемы обучения;
- формальное планирование развития;
- обучающие упражнения;
- записи о полученных знаниях в базе данных.