ГОСТ Р 54985—2018
(см. ИСО 9001:2015, пункт 7.3) и обмену информацией (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.4) лицами на раз-
ных уровнях внутри организации. Политика в области качества может быть доведена различными спо-
собами, например, доски объявлений, экранные заставки, сайт организации в сети Интернет или в ходе
плановых совещаний.
Организация должна делать политику в области качества доступной, при необходимости, для со-
ответствующих заинтересованных сторон, таких как внешние поставщики, партнеры, потребители и
регулирующие органы. Это может быть сделано по запросу или посредством размещения политики в
области качества на сайте организации в сети Интернет.
Анализ конкретной ситуации для 5.1.1, 5.1.2 и 5.2.2
Владелец небольшого предприятия, производящего металлические части для мебельной про-
мышленности, может продемонстрировать лидерство и приверженность различными способами.
Например, он может проводить ежедневные совещания для обмена информацией по прошедше-
му рабочему дню и задачам на очередной день. На совещании может отмечаться, как важно:
a) работать как команда;
b) понимать, как все действия связаны друг с другом;
c) поддерживать друг друга;
d) всегда помнить о потребителе.
Во время совещаний владелец может узнать о существующих проблемах таких, как короткие сро-
ки, устаревшее оборудование или нехватка персонала, и использовать возможности для поощрения и
мотивации персонала. Он может напомнить работникам, что поддержание высокой удовлетворенности
потребителей и работа по улучшению результатов деятельности является задачей команды и приносит
ей пользу. Но если дела идут плохо, владелец оказывает поддержку и берет на себя всю ответствен-
ность. Для того, чтобы быть уверенным в том, что все знакомы с политикой в области качества, владе-
лец размещает ее на стенах кухни для персонала и раздевалок. Он использует ежедневные совещания
для проверки знания персоналом политики, обращая внимание каждый день на различные положения,
поощряя вопросы и идеи по ее улучшению.
Он также принимает решение сделать политику в области качества легко доступной для потреби-
телей и других заинтересованных сторон, путем размещения ее краткого изложения на сайте предпри-
ятия в сети Интернет и приглашая всех, кто хочет получить больше информации, прислать запрос по
электронной почте.
5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации
Высшее руководство должно обеспечить определение, доведение до работников и понимание в
организации обязанностей, ответственности и полномочий для выполнения соответствующих функ-
ций.
Высшее руководство должно распределить обязанности, ответственность и полномочия для:
a) обеспечения соответствия системы менеджмента качества требованиям настоящего стан-
дарта;
b) обеспечения получения намеченных результатов процессов;
c) отчетности высшему руководству о результатах функционирования системы менеджмента ка-
чества и возможностях ее улучшения (10.1);
d) поддержки ориентации на потребителя во всей организации;
e) сохранения целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении из-
менений в систему менеджмента качества.
[ИСО 9001:2015]
14
Рекомендации
Смысл настоящего пункта для высшего руководства заключается в том, чтобы распределить со-
ответствующие функции в отношении системы менеджмента качества для обеспечения результативно-
сти и достижения намеченных результатов. Высшему руководству необходимо установить конкретные
обязанности, ответственность и полномочия для выполнения работы и обеспечить, чтобы персонал
организации понимал и был осведомлен об этом с помощью эффективного обмена информацией.
Обязанности, ответственность и полномочия могут быть возложены на одного или нескольких
человек. Они должны уметь принимать решения и эффективно менять область и/или процессы, на
которые они были назначены. Важно подчеркнуть, что, несмотря на то, что полномочия могут быть де-