ГОСТ Р 54985—2018
Приложение А
(справочное)
Шаги в направлении системы менеджмента качества
Введение
Существует множество способов, применяя которые малая организация может внедрить систему менед-
жмента качества. Пример одного из таких способов приведен в настоящем приложении. Приведенный далее метод
применим для всех видов организаций, включая организации сферы услуг и организации, деятельность которых не
направлена на получение прибыли.
Данный метод приведен в качестве примера и его не следует понимать как единственный или лучший метод
внедрения.
Процесс внедрения важен с точки зрения получения максимальных преимуществ от системы менеджмента
качества. Большинство новых пользователей получат отдачу в измеримом виде уже на ранних стадиях этого про-
цесса. Для успешного внедрения рекомендуется выполнить следующие семь шагов:
- шаг 1 — обеспечение полного вовлечения высшего руководства;
- шаг 2 — идентификация ключевых процессов и взаимодействий, необходимых для достижения целей в
области качества;
- шаг 3 — внедрение и управление системой менеджмента качества и ее процессами (с использованием
методик менеджмента процессов);
- шаг 4 — создание системы менеджмента качества на основе требований ИСО 9001;
- шаг 5 — внедрение системы менеджмента качества, обучение персонала и проверка эффективности функ-
ционирования процессов;
- шаг 6 — управление системой менеджмента качества;
- шаг 7 — сертификация/регистрация или собственное заявление о соответствии.
Шаг 1
Обеспечение полного вовлечения высшего руководства для того, чтобы:
- определить причины необходимости внедрения ИСО 9001;
- определить стратегию развития организации (миссию, видение, ценности и цели бизнеса);
- определить среду организации (заинтересованные стороны, работники, общество и т. д.);
- определить риски и возможности;
- определить политику организации в области качества;
- поставить и увязать цели организации с целями в области качества, связанными с продукцией/услугами.
Перед началом осуществления этой деятельности необходимо определить, что является продукцией органи-
зации. Примеры такого определения приведены далее.
Пример 1 — Производство:
- если организация является производителем продукции, следует определить, будет ли она из-
готавливать единичный продукт или услугу, или может производить целый ряд продуктов и/или ус-
луг;
- организация может производить продукцию и/или услугу по собственному проекту или по спе-
цификациям потребителя.
Пример 2 — Фирма с запасами готовой продукции/дистрибьютор/оптовый продавец/товарный
склад:
- фирма может приобретать детали и осуществлять их переупаковку (переукомплектацию) или
собирать их в различные серии для удовлетворения потребностей потребителей;
- фирма может перевозить скоропортящуюся продукцию, для которой должны быть обеспече-
ны постоянный контроль (мониторинг) хранения в среде с регулируемой температурой и/или регуляр-
ная смена партий;
- фирма может предоставлять транспортные/дистрибьюторские услуги для товаров.
Пример 3 — Агентство по ремонту и послепродажному обслуживанию:
- агентство может осуществлять деятельность по обслуживанию или ремонту некоторых ви-
дов продукции, выполнение которых может отличаться для различных клиентов;
- агентство также может предоставлять оборудование и детали и принимать участие в непо-
средственной доставке услуги.
68
Пример 4 — Профессиональное консультирование:
- организация может предоставлять предварительные исследования для клиентов;
- организация может проектировать концепции и разрабатывать проектный план;