ГОСТ Р 54985—2018
61
чения беспристрастности результатов. Организация может также рассмотреть возможность получения
ресурсов от внешнего поставщика, таких как университет, внешний аудитор или другая организация.
Например, сантехник и электрик могут проводить аудиты друг друга или помочь кому-то другому, или
клининговой компании может потребоваться ее административный персонал для аудита клинингового
процесса, поскольку он не принимает непосредственного участия в этой задаче.
Как часть этой запланированной деятельности организация должна определить критерии и об-
ласть для каждого внутреннего аудита. Критерии аудита могут быть определены конкретными стандар-
тами или требованиями, а область аудита может включать в себя конкретные подразделения, линии
продукции, процессы, здания, сооружения и инженерные сети. Для организации, внедряющей более
одного стандарта на системы менеджмента с аналогичными требованиями, может оказаться полез-
ным проведение совместного аудита (например, для интегрированной или комбинированной системы
менеджмента) в целях сокращения излишней работы. Эта информация, как правило, представлена в
плане аудита (т. е. детализированном плане проведения конкретного аудита).
После завершения внутреннего аудита его результаты должны быть сообщены соответствующе-
му руководству. На основании этих результатов может потребоваться соответствующая коррекция или
корректирующее действие. Организация может установить критерии, когда требуется корректирующее
действие, основываясь на факторах, таких как весомость несоответствия. Как правило, организация
устанавливает сроки для реагирования и коррекции несоответствий, выполнения корректирующих дей-
ствий для обеспечения их результативного своевременного внедрения.
Чтобы добавить ценности во время проведения внутренних аудитов, можно изучить области, ко-
торые удовлетворяют требованиям, но могут представлять собой потенциальные слабые стороны в
системе менеджмента качества; с другой стороны, могут быть определены возможности для улучше-
ния на основе опыта предыдущих практик внутренних аудитов, наблюдаемых в других процессах и на
других площадках. В таких случаях, если организация включает эту информацию в отчет по аудиту,
руководству предоставляется информация для принятия решения о необходимости инициирования
действия по улучшению.
От организации требуется регистрировать и сохранять документированную информацию, как
свидетельство реализации программы аудита и результатов аудита. Примеры результатов аудитов
могут включать в себя отчеты об аудитах, свидетельства предпринятых коррекций и корректирующих
действий (например, обучение, актуализированная документированная информация). Результаты вну-
тренних аудитов необходимы как входные данные для анализа со стороны руководства.
9.3 Анализ со стороны руководства
9.3.1 Общие положения
Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систе-
му менеджмента качества в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности, результа-
тивности и согласованности со стратегическим направлением организации.
[ИСО 9001:2015]
Рекомендации
Смысл настоящего пункта — обеспечить уверенность в том, что высшее руководство проводит
анализ системы менеджмента качества. Эта деятельность, которую высшее руководство должно вы-
полнять в увязке со стратегическим направлением организации. Их цель — проанализировать инфор-
мацию о функционировании системы менеджмента качества для того, чтобы определить является ли
она:
a) подходящей — соответствует ли она своему назначению;
b) адекватной — достаточна ли она;
c) результативной — по-прежнему ли она достигает намеченных результатов.
Анализ со стороны руководства должен проводиться через запланированные интервалы време-
ни; это может быть ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода или ежегодно.
Некоторые виды деятельности анализа со стороны руководства могут выполняться на различных уров-
нях организации, при условии, что результаты доступны высшему руководству. Не требуется, чтобы
все входные данные анализа со стороны руководства рассматривались за один раз, вместо этого они
могут учитываться в последующем анализе со стороны руководства; организация должна определить,
как она будет обеспечивать выполнение всех требований ИСО 9001 к анализу со стороны руководства.