ГОСТ Р 54985—2018
быть подтверждена анализом того, имеет ли он или она соответствующее образование, навыки или
опыт. Это можно сделать посредством собеседований, анализа резюме, наблюдений, документирован-
ной информации о прохождении обучения или дипломов.
Когда лицо в организации не отвечает требованиям компетентности, необходимо предпринять
необходимые действия; такие действия могут включать в себя, но не ограничиваться этим, наставни-
чество, проведение обучения, упрощение процесса таким образом, чтобы лицо могло выполнять его
успешно, или назначение лица на другую позицию.
Организация также должна оценивать результативность любых предпринятых действий. Напри-
мер, организация может спросить работников, прошедших обучение, достигли ли они, с их точки зре-
ния, необходимой компетентности для выполнения их работы. Это можно также оценить различными
способами, включая прямое наблюдение за его/ее результатами деятельности или анализ результатов
задач и проектов.
Когда лицо, выполняющее работу под управлением организации, представляет внешнего постав-
щика, могут потребоваться дополнительные средства управления, такие как аудиты процессов, постав-
ляемых внешними поставщиками, контроль продукции и услуг, или разработка договоров и соглашений
об уровне обслуживания, устанавливающие требования к компетентности. Организация несет ответ-
ственность за определение необходимых действий, которые будут отличаться в зависимости от того,
насколько компетентность важна в обеспечении соответствия требованиям.
Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию, которая со-
держит свидетельства компетентности работников, например, дипломы, лицензии, резюме по оконча-
нии обучения, анализы результатов деятельности.
Когда работники имеют официальное подтверждение образования (например, диплом о высшем
образовании), такие сертификаты могут использоваться для демонстрации того, что они приобрели (ча-
стично или полностью) знания, требуемые для выполнения их работы, но это не обязательно означает,
что они способны применить эти знания. Другие формы более профессиональной подготовки (напри-
мер, обучение уходу за больными или стажировка в качестве механика) могут также включать в себя
способность применять знания и навыки.
Пример — На складе для перемещения продукции используются погрузчики и большие грузовики.
Для вождения больших грузовиков работникам нужны действующие водительские права и внутреннее
обучение. Водителям погрузчиков также нужны обучение и стажировка для получения компетентно-
сти. Дополнительное обучение необходимо также, для обеспечения понимания персоналом как следует
обрабатывать определенные виды продукции.
Информация о водительских правах, прослушанных курсах и периодических проверках может со-
храняться менеджерами склада как свидетельство компетентности.
7.3 Осведомленность
Организация должна обеспечить, чтобы соответствующие лица, выполняющие работу под
управлением организации, были осведомлены:
a) о политике в области качества;
b) соответствующих целях в области качества;
c) своем вкладе в результативность системы менеджмента качества, включая пользу от улучше-
ния результатов деятельности;
d) последствиях несоответствия требованиям системы менеджмента качества.
[ИСО 9001:2015]
30
Рекомендации
Смысл этого пункта заключается в обеспечении осведомленности лиц, выполняющих работу под
управлением организации, о политике в области качества, соответствующих целях в области качества,
их вкладе в результативность системы менеджмента качества и последствиях несоответствия требова-
ниям системы менеджмента качества.
Осведомленность достигается, когда работники понимают их ответственность и то, как их дей-
ствия способствуют достижению целей организации. Многие организации достигают осведомленности
за счет обмена информацией (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.4).
Лица, выполняющие работу под управлением организации, могут демонстрировать свою осве-
домленность в повседневной деятельности, пониманием того, что приемлемо, а что нет, и предпри-