ГОСТ Р 54985—2018
Пример — Флорист замечает, что увеличивается число жалоб на опоздание поставки цветов по-
требителям. Он решает провести аудит процесса поставки, в т. ч. время между оформлением заказа и
передачей цветов водителю, число водителей, как распределяется работа, география поставок. Ком-
пания проводит также более широкий аудит и рассматривает, как обращались с подобными жалобами
в предшествующие годы и какие решения принимались при проведении ежегодного анализа со стороны
руководства.
9.2.2 Организация должна:
а) планировать, разрабатывать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоянии
программу(мы) аудитов, включая периодичность и методы проведения аудитов, а также ответствен-
ность, планируемые для проверки требования и предоставление отчетности. Программа(мы) ауди-
тов должна(ы) разрабатываться с учетом важности проверяемых процессов, изменений, оказываю-
щих влияние на организацию, и результатов предыдущих аудитов;
b) определять критерии аудита и область проверки для каждого аудита;
c) отбирать аудиторов и проводить аудиты так, чтобы обеспечивалась объективность и беспри-
страстность процесса аудита;
d) обеспечивать передачу информации о результатах аудитов соответствующим руководителям;
e) осуществлять соответствующую коррекцию и корректирующие действия без необоснованной
задержки;
f) регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство реализации
программы аудитов и полученных результатов аудитов.
Примечание — См. ИСО 19011 для руководства.
[ИСО 9001:2015]
60
Рекомендации
Смысл настоящего пункта — обеспечение уверенности в том, что организация устанавливает,
внедряет и поддерживает программу(ы) аудита. В некоторых случаях, когда организация имеет не-
сколько площадок, она может установить программу аудита для каждого конкретного местоположения.
Программа аудита устанавливает мероприятия для одного или нескольких аудитов, запланированных в
конкретные сроки и направленных на обеспечение результатов деятельности и результативности си-
стемы менеджмента качества.
Программа аудита должна определять периодичность проведения аудитов организацией (напри-
мер, помесячно, квартально, ежегодно, или в соответствии с графиком, который отличается для обла-
стей или процессов в течение года). При определении периодичности организация должна применить
риск-ориентированное мышление и рассмотреть, как часто выполнять процесс, как развит и как сложен
процесс, любые изменения в процессе, а также цели программы внутреннего аудита. Например, более
зрелые процессы вероятно требуют менее частых внутренних аудитов. Более сложные процессы могут
требовать более частых внутренних аудитов. Перечень входных данных для рассмотрения при плани-
ровании аудитов включает в себя, но не ограничивается этим:
a) важность процессов;
b) приоритеты руководства;
c) результаты деятельности процессов;
d) изменения, влияющие на организацию;
e) результаты предыдущих аудитов (например, история проблем);
f) динамика претензий от потребителей;
g) законодательные и нормативные правовые вопросы.
Программа(ы) внутренних аудитов организации должна также устанавливать методы, использу-
емые для аудитов; эти методы могут включать в себя интервью, наблюдения, выборку и анализ ин-
формации. В качестве лучшей практики организация должна планировать и проводить аудиты в соот-
ветствии с требованиями ее системы менеджмента качества, проекта или процесса, а не конкретных
разделов ИСО 9001.
При назначении лиц для проведения аудитов организация должна обеспечить объективность и
беспристрастность процесса аудита. В некоторых случаях, особенно в малых организациях или на пло-
щадках организации, где требуются специальные знания, лицу может потребоваться проверить его
собственную работу. В этой ситуации у организации может быть внутренний аудитор по работе с кол-
легой, или должны быть результаты, проанализированные коллегой или руководителем, для обеспе-