ГОСТ Р 54985—2018
a) определить необходимую инфраструктуру для результативного функционирования ее процес-
сов и для достижения намеченных результатов;
b) доставить и поддерживать необходимую инфраструктуру.
При определении необходимой инфраструктуры организация должна учитывать какие здания, со-
оружения, инженерные сети, оборудование, программное обеспечение, сервисы и(или) транспортные
средства и т. д. необходимы для обеспечения соответствия продукции и услуг. Потребности инфра-
структуры могут зависеть от видов продукции и услуг, предоставляемых организацией. Для традици-
онных производственных и сборочных процессов инфраструктура может включать в себя здания, со-
оружения и инженерные сети для производства, упаковки, доставки, транспортировки, а также системы
информационно-коммуникационных технологий.
Инфраструктура организаций, предоставляющих услуги, может включать в себя информацион-
ные системы или рабочее пространство; это относится, например, к предоставлению медицинских или
консультационных услуг, или интернет-системам для онлайн покупок или банковских операций, и к кор-
поративным офисам.
Другие примеры инфраструктуры включают в себя:
- защитное оборудование для предотвращения загрязнений в компании по розливу жидкости в
бутылки;
- надлежащее кондиционирование воздуха и уборка комнат в госпитале;
- информационно-коммуникационные технологии для обработки операций с кредитными картами
потребителями;
- ресурсы для регулирования уровня шума на заводе, чтобы операторы могли слышать звуки вы-
полняемого процесса для его мониторинга.
Пример 1 — Ювелирный магазин должен предусмотреть не только магазин сам по себе (дисплеи,
прилавки, аппараты для работы с кредитными картами), но также и особые нужды, такие как различ-
ные виды освещения для экспертизы или показа драгоценных камней.
Пример 2 — Автобусная компания должна предусмотреть технологии для сообщения изменений
в расписании до потребителей (например, сайт в сети Интернет или сообщения, посылаемые на мо-
бильные телефоны потребителей по запросу), а также и сами автобусы, гараж для их размещения и
оборудование для заправки.
7.1.4 Среда для функционирования процессов
Организация должна определить, создать и поддерживать среду, необходимую для функциони-
рования ее процессов и достижения соответствия требованиям к продукции и услугам.
Примечание — Подходящая среда может представлять собой сочетание человеческих и физических
факторов, таких как:
a) социальные (например, отсутствие дискриминации, спокойствие, бесконфликтность);
b) психологические (например, снижение уровня стресса, профилактика эмоционального выгорания, эмо-
циональная защита);
c) физические (например, температура, тепловой поток, влажность, освещение, движение воздуха, гигиена,
шум).
Эти факторы могут существенно различаться в зависимости от поставляемых продукции и услуг.
[ИСО 9001:2015]
24
Рекомендации
Смысл настоящего пункта — обеспечить уверенность в том, что организация определяет и обе-
спечивает необходимую среду для функционирования ее процессов, чтобы способствовать производ-
ству соответствующей продукции и предоставлению соответствующих услуг.
При определении среды для функционирования процессов входные данные от заинтересованных
сторон должны рассматриваться как необходимые. Например, контролирующие органы могут устано-
вить конкретные требования относительно чистоты рабочей окружающей среды для исключения за-
грязнения.
Требования к процессам среды могут сильно отличаться в зависимости от вида производимой
продукции и предоставляемых услуг. В некоторых случаях процессы среды будут включать только фи-
зические факторы, такие как температура, освещение, гигиена, движение воздуха, шум и т. д. При дру-