ГОСТ Р 54985—2018
3
гативно, на ее способность достичь намеченных результатов системы менеджмента качества. Следует
учитывать, что внешние и внутренние факторы могут меняться и, следовательно, необходимо осущест-
влять их мониторинг и анализ. Целесообразно анализировать их через плановые интервалы, напри-
мер, в рамках анализа со стороны руководства.
Информацию о внешних и внутренних факторах можно найти во многих источниках, таких
как внутренние документы и совещания, национальная и международная пресса, сайты в сети Ин-
тернет, публикации национальных органов статистики и других государственных учреждений, про-
фессиональные и технические публикации, конференции и встречи с соответствующими органами,
встречи с потребителями и соответствующими заинтересованными сторонами, профессиональные
ассоциации.
Примеры внешних и внутренних факторов, относящихся к среде организации, могут включать в
себя (но не ограничиваться этим):
a) внешние факторы, связанные с:
1) экономическими факторами, такими как курсы валют, экономическая ситуация, прогноз ин-
фляции, доступность кредитования;
2) социальными факторами, такими как уровень местной безработицы, безопасность, уровень
образования, государственные праздники и рабочие дни;
3) политическими факторами, такими как политическая стабильность, государственные инве-
стиции, местная инфраструктура, международные торговые соглашения;
4) технологическими факторами, такими как новые технологии, материалы и оборудование,
срок действия патента, кодекс профессиональной этики;
5) рыночными факторами, такими как конкуренция, включая долю рынка, занимаемой органи-
зацией, аналогичные продукция или услуги, лидирующие тенденции на рынке, тенденции роста потре-
бителей, стабильность рынка;
6) законодательными и нормативными правовыми факторами, влияющими на рабочую среду
(см. ИСО 9001:2015, пункт 7.1.4), такими как регламенты торговых объединений и отраслевые регла-
менты;
b) внутренние факторы, связанные с:
1) общими результатами деятельности организации;
2) ресурсами, такими как инфраструктура (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.1.3), среда для функ-
ционирования процессов (см. ИСО 9001:2015, пункт 7.1.4), знания организации (см. ИСО 9001:2015,
пункт 7.1.6);
3) человеческими аспектами, такими как компетентность персонала, поведение и культура в
организации, взаимоотношения с профсоюзами;
4) рабочими факторами, такими как процессы или возможности производства продукции и пре-
доставления услуги, результаты функционирования системы менеджмента качества, мониторинг удов-
летворенности потребителей;
5) факторами в управлении организации, такими как правила и процедуры для принятия реше-
ний или организационная структура.
На стратегическом уровне могут применяться такие инструменты, как Анализ Сильных и Слабых
сторон, Возможностей и Угроз (SWOT анализ) и Политический, Экономический, Социальный, Техноло-
гический, Экологический анализ (PESTLE анализ). Как альтернатива, полезным для применения орга-
низацией может оказаться простой подход (в зависимости от размера и сложности ее видов деятель-
ности), такой как мозговой штурм и постановка вопроса «Что если?».
Пример — Небольшое предприятие розничной торговли импортными товарами смогло опреде-
лить, что на достижение намеченных результатов его системы менеджмента качества могут вли-
ять внешние факторы, например, политика правительства по отношению к импортно-экспортной
деятельности, тип и число конкурентов, культура местных потребителей или доступность креди-
тов.
Внутренние факторы, которые могут влиять на намеченные результаты, включают в себя ин-
фраструктуру, знания организации, возможности поставки и компетентность персонала, работаю-
щего от имени предприятия.
Предприятие должно знать, что внутренние и внешние факторы могут меняться, например, в
связи положением в экономике или появлением новых конкурентов, или изменением местоположения,
или текучести кадров, и, следовательно, необходимо осуществлять мониторинг среды и ее анализ на
постоянной основе.