ГОСТ Р 54985—2018
Анализ конкретной ситуации для 7.1.6
Семья управляет универсальным магазином, который открыт с раннего утра до позднего вечера.
Отец открывает магазин утром, мать работает после обеда и дочь вечером. Сын с другим членом семьи
работает в самое напряженное время несколько часов в отдельные дни утром или вечером. Они под-
меняют друг друга, если кто-то болеет или в отпуске, но обычно работают в одни и те же смены. Одна из
покупательниц — пожилая женщина, которая покупает одну и ту же газету каждое утро, а молоко и хлеб
через день. У нее есть неформальная договоренность с отцом, платить за газету один раз в неделю по
воскресеньям. Другой покупатель имеет привычку делать много покупок, но у него не всегда хватает
денег заплатить за них. Хотя раньше ему позволяли забирать покупки и оплачивать разницу позднее, он
отрицает свой долг и отказывается больше платить.
На неделе, когда родители семьи не работали несколько дней, пожилая женщина была расстрое-
на, когда ей сделали замечание, что она берет газету без оплаты. Другой покупатель уговаривает сына
позволить ему сделать покупку в кредит и затем платит дочери меньше, чем он был должен.
Для того, чтобы избежать повторения подобных случаев, семья решает:
- регулярно проводить ежедневные совещания;
- завести ежедневник для записей происшествий, наиболее и наименее загруженных часах, не-
обычных тенденциях в продажах;
- оформлять договоренности с отдельными покупателями в виде записей в записной книжке и
информированием об этом на совещаниях;
- установить получасовые пересменки перед каждой сменой для устного обмена информацией;
- менять смены таким образом, чтобы сотрудники знали больше о своих покупателях.
7.2 Компетентность
Организация должна:
a) определять необходимую компетентность лиц(а), выполняющих(его) работу под ее управле-
нием, которая оказывает влияние на результаты деятельности и результативность системы менед-
жмента качества;
b) обеспечивать компетентность этих лиц на основе соответствующего образования, подготовки
и(или) опыта;
c) там, где это применимо, предпринимать действия, направленные на получение требуемой
компетентности, и оценивать результативность предпринятых действий;
d) регистрировать и сохранять соответствующую документированную информацию как свиде-
тельство компетентности.
Примечание— Применимые действия могут включать, например проведение обучения, наставниче-
ство или перераспределение обязанностей среди имеющихся работников; или же наем лиц, обладающих тре-
буемым уровнем компетентности.
[ИСО 9001:2015]
29
Рекомендации
Смысл этого пункта заключается в определении требуемой компетентности для должностей или
видов деятельности в организации, которые могут повлиять на соответствие продукции и услуг или
удовлетворенность потребителей, а также в обеспечении необходимой компетентности лиц, занима-
ющих эти должности или выполняющих эти виды деятельности (например, менеджеры, постоянные
работники, временные работники, подрядчики, лица, привлеченные со стороны).
Компетентность лиц может базироваться на их образовании, обучении и опыте. Лица, способные
продемонстрировать свою компетентность, иногда рассматриваются как квалифицированные специ-
алисты.
Организация должна определять требования к компетентности как для видов деятельности, так
и для должностей/функций. Определенные задачи могут требовать специального уровня компетент-
ности до того, как они могут быть выполнены правильно или безопасно (например, внутренний аудит
качества, сварки или неразрушающего контроля). Может потребоваться квалифицировать отдельные
лица для некоторых задач (например, работа на автопогрузчике, вождение или геодезические работы).
Требования к компетентности могут быть определены различными методами, такими как должностные
инструкции, выполнение упражнений для оценки работы при ее анализе. Компетентность лица может