ГОСТ Р 54985—2018
11
d) содействия применению процессного подхода и риск-ориентированного мышления;
e) обеспечения доступности ресурсов, необходимых для системы менеджмента качества;
f) распространения в организации понимания важности результативного менеджмента качества
и соответствия требованиям системы менеджмента качества;
g) обеспечения достижения системой менеджмента качества намеченных результатов;
h) вовлечения, руководства и оказания поддержки участия работников в обеспечении результа-
тивности системы менеджмента качества;
i) поддержки улучшения;
j) поддержки других соответствующих руководителей в демонстрации ими лидерства в сфере их
ответственности.
Примечание — Слово «бизнес» в настоящем стандарте следует понимать в широком смысле, как ото-
бражение видов деятельности, которые являются ключевыми для целей существования организации, независи-
мо от того, является ли она государственной, частной, ставит ли она своей целью получение прибыли или нет.
[ИСО 9001:2015]
Рекомендации
Смысл настоящего пункта — обеспечить демонстрацию высшим руководством лидерства и при-
верженности посредством активной роли во взаимодействии в системе менеджмента качества, ее про-
движении и обеспечении, мониторинге и доведении показателей деятельности и результативности си-
стемы менеджмента качества. Способы реализации этого зависят от различных факторов, таких как
размер и сложность организации, стиль менеджмента и культура организации.
Для организации «высшее руководство» может включать в себя, например, главного исполни-
тельного директора, управляющего директора, генерального директора, президента, совет директоров,
исполнительных директоров, управляющего(их) партнера(ов), отдельного владельца, партнера(ов) и
старших руководителей/менеджеров. Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и
предоставлять ресурсы в рамках организации. Если область применения системы менеджмента охва-
тывает только часть организации, то высшее руководство относится к тем, кто управляет и контролиру-ет
эту часть организации. Каждая организация имеет разные потребности и собственные специфичные
решения, по которым высшим руководством будет принято решение.
В соответствии с ИСО 9001:2015 [пункт 5.1.1, перечисления a)—j)] это включает:
a) демонстрацию высшим руководством того, что оно осознает и несет ответственность за резуль-
тативность системы менеджмента качества посредством принятия обязанностей и ответственности в от-
ношении своей деятельности, а также способности объяснить результаты, которые достигаются; несмо-
тря на то, что определенные полномочия и ответственность могут делегироваться (см. ИСО 9001:2015,
пункт 5.3), ответственность за это остается за высшим руководством;
b) обеспечение того, что политика в области качества (см. ИСО 9001:2015, пункт 5.2) и цели в об-
ласти качества (ИСО 9001:2015, пункт 6.2) установлены с учетом стратегического направления и среды
организации; политика в области качества и цели в области качества могут быть установлены или пере-
смотрены в ходе регулярных встреч высшего руководства, например, для проведения стратегического
планирования или анализа со стороны руководства;
c) обеспечение того, что процессы системы менеджмента качества интегрированы и управляются
в рамках всех бизнесов процессов, а не рассматриваются как «дополнительная нагрузка» и не противо-
речат деятельности;
d) продвижение процессного подхода и риск-ориентированного мышления, например, посред-
ством обеспечения результативного взаимодействия между процессами, с применением разработан-
ного систематического подхода для достижения эффективного потока входов и выходов, а также со-
вместных усилий по учету рисков и возможностей;
e) мониторинг текущих и прогнозируемых объемов работ и графиков для обеспечения того, что
выделяется достаточное количество ресурсов на систему менеджмента качества (люди, инструменты,
оборудование и т. д.), когда и где это необходимо;
f) общение при помощи внутренних встреч, электронной почты, личных бесед, корпоративной
сети организации и т. д. ценности и преимуществ системы менеджмента качества и соблюдение ее
требований;