10
ГОСТ Р 54985—2018
ИСО 9001 устанавливает использование документированной информации в ряде требований, од-
нако для организации может существовать потребность в дополнительной документированной инфор-
мации (такой как документированные процедуры, сайты в сети Интернет, рабочие инструкции, руковод-
ства, регламенты, стандарты, формы, пособия, программное обеспечение, телефонные приложения)
для управления функционированием ее процессов.
Документированная информация одного типа должна периодически анализироваться и пересма-
триваться, чтобы сохранять актуальность. ИСО 9001 использует фразу «разрабатывать, актуализиро-
вать и применять документированную информацию» в отношении данного типа документированной
информации.
Другая документированная информация должна регистрироваться и сохраняться без изменений
(за исключением утвержденной коррекции) для демонстрации соответствия и для создания уверен-
ности, что процессы выполняются как запланировано, или для демонстрации того, выполнены или нет
требования (данный тип документированной информации часто называют «записи»). ИСО 9001 ис-
пользует фразу «регистрировать и сохранять документированную информацию» в отношении данного
типа документированной информации. Данный тип документированной информации часто относят к
требованиям потребителей, законодательным и нормативным правовым требованиям или к собствен-
ным требованиям организации — для регистрации и сохранения документированной информации.
Анализ конкретной ситуации
Предприятие, производящее сыр, стремится соответствовать требованиям ИСО 9001:2015.
Оно уже внедрило систему менеджмента качества и использует большой объем информации о
процессах и выполненных заказах. Часть ее находится в ноутбуках или бумажных папках, часть на
стендовых графиках и фотографиях, часть в компьютерных системах.
Проводятся совещания с целью определения наиболее важных вопросов и управления процес-
сами производства сыра и ведения записей, подтверждающих, что дела выполняются как задумано.
Общение с вовлеченным персоналом показало, что часть стендовых графиков устарели. Часть
формуляров и руководств годами не используется потому, что относятся к продукции, которая больше
не производится. Часть хранящихся записей также не используется, в то время как некоторые новые
виды продукции не имеют информационной поддержки и персонал не всегда знает, как действовать
правильно. В других случаях новые чек-листы и другие полезные документы и визуальные средства
разработаны, но не являются официальной частью системы менеджмента качества. Следует отметить
также, что хотя часть средств не используется в последнее время, они все еще могут использоваться
для учебных целей и должны быть сохранены.
Персонал разделяет информацию на три категории:
1) критически важная информация для ведения бизнеса и для правильного выполнения работы —
это документированная информация;
2) информация, которую нет необходимости формально сохранять, но которая все еще является
полезной — эта информация будет использоваться по запросу;
3) информация, которая более не нужна — от этой информации следует избавиться.
В результате такой работы предприятие определило, что должно сохраняться как документиро-
ванная информация.
5 Лидерство
5.1 Лидерство и приверженность
5.1.1 Общие положения
Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении
системы менеджмента качества посредством:
a) принятия ответственности за результативность системы менеджмента качества;
b) обеспечения разработки политики и целей в области качества, которые согласуются с услови-
ями среды организации и ее стратегическим направлением;
c) обеспечения интеграции требований системы менеджмента качества в бизнес-процессы ор-
ганизации;