ГОСТ Р 54985—2018
Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет:
a) понимать и постоянно выполнять требования;
b) рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;
c) достигать результативного функционирования процессов;
d) улучшать процессы на основе оценивания данных и информации.
Рисунок 1 дает схематичное изображение любого процесса и иллюстрирует взаимосвязь эле-
ментов процесса. Контрольные точки мониторинга и измерения, необходимые для управления, яв-
ляются специфическими для каждого процесса и будут варьироваться в зависимости от соответству-
ющих рисков.
Рисунок 1 ― Схематичное изображение элементов процесса [ИСО 9001:2015]
VI
Рекомендации
ИСО 9001:2015 использует процессный подход, цикл PDCA и риск-ориентированное мышление.
Для того, чтобы установить процессы, которые могут результативно достигать намеченных целей, тре-
буется определить потенциальные риски и возможности процессов, рассмотреть связанные с ними
действия и включить эти действия в процессы на стадии планирования.
Например, владельцем компании по ремонту компьютеров могут быть предприняты следующие
шаги при обращении заказчиков за услугами: при обращении конкретного заказчика спросить о про-
блемах с компьютером; выписать квитанцию; бесплатно проверить компьютер и оценить стоимость ре-
монта прежде, чем составить смету. Если заказчик согласен с ценой, приступают к ремонту. Завершив
ремонт, осуществляют проверку и, убедившись, что работа выполнена хорошо, сдают ее заказчику и
получают плату. Следует обратить внимание на последовательность: нельзя назначить цену без про-
верки компьютера, нельзя приступить к ремонту без согласия заказчика.
С другой стороны, каждое действие может рассматриваться как процесс. Например, получив со-
гласие на ремонт компьютера, не закупают заменяемые части, пока не проверят, какие части поврежде-
ны, а какие работают нормально. Следовательно, если наглядно представить каждую часть процесса,
можно получить уверенность, что окончательный результат будет наилучшего качества, и, если все
будет выполняться тщательно каждый раз, можно улучшить качество окончательного результата. Таким
образом улучшается качество и повышается удовлетворенность заказчика.