ГОСТ Р 54985—2018
V
Этот пункт введения показывает, что организация не обязана ни структурировать свою документа-
цию в соответствии со структурой пунктов стандарта, ни использовать его терминологию. Вместо этого
организация может использовать свои обычно используемые термины. Она может принять решение
сертифицировать свою систему менеджмента качества, но это не является обязательным требова-
нием. Организация может получать пользу от внедрения и поддержания результативной системы ме-
неджмента качества независимо от того, собирается она ее оценивать или сертифицировать третьей
стороной.
Заказчики могут потребовать проведения сертификации на соответствие ИСО 9001 как условие
сотрудничества с организацией.
Целью системы менеджмента качества является создание у заказчиков уверенности в том, что
организация способна поставлять продукцию и услуги, соответствующие требованиям. Это вызывает
необходимость создания уверенности в способности организации выполнять не только требования ее
заказчиков, но и любые обязательные и нормативные требования.
0.2 Принципы менеджмента качества
Настоящий стандарт основан на принципах менеджмента качества, описанных в ИСО 9000. Опи-
сание включает в себя формулировку каждого принципа и обоснование, почему принцип важен для
организации, а также некоторые примеры преимуществ, связанных с принципом, и примеры типич-
ных действий по улучшению результатов деятельности организации при применении принципа.
Принципы менеджмента качества:
- ориентация на потребителя;
- лидерство;
- взаимодействие людей;
- процессный подход;
- улучшение;
- принятие решений, основанных на свидетельствах;
- менеджмент взаимоотношений.
[ИСО 9001:2015]
Рекомендации
Приложение С к настоящему стандарту и ИСО 9000:2015 (пункт 2.3) содержат положения каждого
из принципов менеджмента качества. Копию брошюры ИСО с принципами менеджмента качества мож-
но также бесплатно получить на портале http://www.iso.org/iso/pub.100080.pdf. Как в ИСО 9000, так и в
брошюре можно найти дополнительную информацию по принципам менеджмента качества: обоснова-
ние, основные преимущества и возможные действия по каждому принципу.
0.3 Процессный подход
0.3.1 Общие положения
Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, вне-
дрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлет-
воренности потребителей путем выполнения их требований. Конкретные требования, признанные
важными для внедрения процессного подхода, включены в подраздел 4.4.
Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результатив-
ности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет
организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что
общие результаты деятельности организации могут быть улучшены.
Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов
и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с по-
литикой в области качества и стратегическим направлением организации. Менеджмент процессов и
системы как единого целого может достигаться при использовании цикла PDCA (0.3.2) совместно с
особым вниманием к риск-ориентированному мышлению (0.3.3), нацеленных на использование воз-
можностей и предотвращение нежелательных результатов.