ГОСТ Р 54985—2018
13
5.2 Политика
5.2.1 Разработка политики в области качества
Высшее руководство должно разработать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоя-
нии политику в области качества, которая:
a) соответствует намерениям и среде организации, а также поддерживает ее стратегическое на-
правление;
b) создает основу для установления целей в области качества;
c) включает в себя обязательство соответствовать применимым требованиям;
d) включает в себя обязательство постоянно улучшать систему менеджмента качества.
[ИСО 9001:2015]
Рекомендации
Смысл настоящего пункта заключается в обеспечении того, что политика в области качества уста-
новлена, согласована со стратегическим направлением организации, включая всеобщее понимание
организации о том, что означает качество для нее и ее потребителей. Политика в области качества
описывает намерения и направление организации в той форме, как это сформулировано высшим ру-
ководством.
В соответствии с ИСО 9001:2015 [пункт 5.2.1, перечисления a)—d)], политика в области качества
должна:
a) подходить организации и поддерживать ее стратегическое направление;
b) обеспечивать основу для установления целей (это означает, что любые заявления в политике в
области качества должны быть измеримыми);
c) содержать обязательство организации выполнять применимые требования, такие как требова-
ния потребителей и законодательные и нормативные правовые требования;
d) содержать обязательство постоянно улучшать систему менеджмента качества.
Для разработки политики в области качества могут быть рассмотрены такие входы как:
- четкое понимание среды организации, включая текущие результаты деятельности ее системы
менеджмента и потребностей и ожиданий соответствующих заинтересованных сторон;
- стратегическое направление организации, основанное на ее миссии, видении, руководящих
принципах и основополагающих ценностях;
- уровень и тип будущих улучшений, необходимых для организации, чтобы быть успешной;
- ожидаемая степень удовлетворенности потребителей;
- ресурсы, необходимые для выполнения намеченных результатов;
- потенциальный вклад соответствующих заинтересованных сторон.
5.2.2 Доведение политики в области качества
Политика в области качества должна:
a) быть доступной и применяться как документированная информация;
b) быть доведенной до сведения работников, понятной и применяемой внутри организации;
c) быть доступной подходящим способом для соответствующих заинтересованных сторон.
[ИСО 9001:2015]
Рекомендации
Смысл настоящего пункта заключается в обеспечении того, что политика в области качества дово-
дится, понимается и применяется лицами в организации, и они смогут внести вклад в результативность
системы менеджмента качества, и политика также доступна для соответствующих заинтересованных
сторон.
Организация должна обеспечить легкий доступ к политике в области качества и обеспечить ее
разработку, актуализацию и применение в виде документированной информации. В целях разработки,
актуализации и применения политики в области качества организация должна проводить ее периодиче-
ский анализ для определения того, по-прежнему ли она соответствует намерению организации. Это мо-
жет быть сделано, например, в рамках процесса анализа со стороны руководства (см. ИСО 9001:2015,
пункт 9.3).
Организация должна обеспечить, чтобы политика в области качества понималась ясно во
всей организации. Этого можно достигнуть путем рассмотрения требований к осведомленности