ГОСТ Р 54985—2018
Организация должна осуществлять в отношении несоответствующих результатов процессов
одно или несколько из следующих действий:
a) коррекцию;
b) отделение, ограничение распространения, возврат или приостановку поставки продукции и
предоставления услуг;
c) информирование потребителя;
d) получение разрешения на приемку с отклонением.
бов
После
д
выполнения
в
коррекции несоответствующих результатов процессов их соответствие тре-
аниям олжно быть ерифицировано.
[ИСО 9001:2015]
55
Рекомендации
Смысл настоящего пункта заключается в предупреждении непреднамеренной поставки или ис-
пользования несоответствующих результатов (на всех этапах производства продукции или предостав-
ления услуги).
Когда несоответствующий результат определен, организация должна предпринять соответствую-
щее действие, исходя из его влияния на соответствие продукции и услуги. Действия будут изменяться
в зависимости от характера несоответствующего результата, например от уведомления потребителя,
когда выявлена проблема безопасности или функционирования, до действий при незначительной про-
блеме, которая выявлена в процессе производства, и которая может быть исправлена до поставки.
Существуют различные способы управления несоответствующими результатами. В соответствии
с ИСО 9001:2015 [пункт 8.7.1, перечисления a)—d)], организация может использовать подход, который
применяет более одного из следующих методов:
a) коррекция несоответствия посредством ремонта или переделки, или в случае если это ресто-
ран, например, определение того, что была приготовлена неправильная еда и требуется коррекция до
поставки;
b) изоляция, удержание, возврат или приостановление поставки продукции и предоставления ус-
луг; организация должна обеспечить, чтобы продукция и услуги были четко идентифицированы в целях
предотвращения непреднамеренного предоставления потребителю несоответствующего результата;
это может включать использование физической маркировки или местоположения;
c) информирование потребителя в зависимости от серьезности несоответствующего результата
или требований потребителя; может быть так, что потребитель может сам предпринять действие, если
несоответствующий результат уже был поставлен или обратиться в организацию за тем, какие дей-
ствия необходимы; примеры действий в отношении потребителей включают в себя:
- отзывы (например, из-за вопросов безопасности, таких как неправильный состав лекарствен-
ного средства);
- приостановление или изъятие неисправных продукции или услуг (например, из-за неправиль-
ной маркировки на пищевой продукции срока годности или неправильных цен в каталоге, или невоз-
можности предоставления услуги как описано);
- повторную обработку;
- устранение или уменьшение несоответствия до согласованного приемлемого уровня;
- полное устранение несоответствия из процесса;
d) иногда может потребоваться получение разрешения на отклонение (такое разрешение на от-
клонение может быть предоставлено уполномоченным лицом в организации, такое как инженер или
руководитель, или потребитель); если такие средства управления невозможны, то, в зависимости от ха-
рактера несоответствия, может быть достигнуто соглашение с потребителем об использовании несоот-
ветствующей продукции или услуги (в этой ситуации разрешение должно быть дано соответствующим(и)
лицом(ами) или, где это подходит, потребителем).
Когда несоответствующий результат исправляется после его обнаружения, он должен быть прове-
рен. Это может включать в себя контроль исправленной продукции или проверку результатов деятель-
ности после выполнения коррекции в процессе предоставления услуг.
В случаях процессов предоставления услуг с непосредственным участием потребителя несоот-
ветствующий результат может быть выявлен только после того, как услуга будет предоставлена, или
сразу после этого. Цель данного требования заключается в том, чтобы предпринять соответствующее
действие пока оно применимо, например, посредством повторного предоставления услуги, коррекции