ГОСТ Р41.13-99
5.2.1.13.1.1 Однако вслучае транспортных средств, которые рассматриваются только как удов
летворяющие требованиям 5.2.1.5.1 на том основании, что они удовлетворяют условиям, предусмот
ренным в 1.2.2 раздела С приложения 7, предупреждающее сигнальноеустройстводолжно включать, в
дополнение к оптическому устройству, соответствующее акустическое устройство. Эти устройства не
обязательнодолжны включаться одновременно, при условии, что оба они соответствуют вышеприве
денным предписаниям и что акустический сигнал не включается раньше оптического.
В качестве визуального предупреждающего сигнала должен использоваться красный предупреж
дающий сигнал, указанный в 5.2.1.29.1.1.
5.2.1.13.1.2 Это акустическое устройство может отключаться при приведении вдействие стояноч
ного тормоза и/или. по усмотрению предприятия-изготовителя, в том случае, когда рукоятка пере
ключения передач на автомобиле с автоматической коробкой установлена в положение «Стоянка».
5.2.1.14 Без ущерба для условий, предписанных в 5.1.2.3, если для приведения в действие тор
мозного устройства необходим вспомогательный источник энергии, запас этой энергии должен быть
таким, чтобы в случае остановки двигателя или в случае выхода из строя средств, приводящих в
действие источник энергии, эффективностьторможения оставалась достаточной для остановки транс
портного средства в предписанных условиях. Помимо этого, если мускульное воздействие водителя на
стояночный тормоз усиливается при помощи вспомогательного устройства, приведение в действие
стояночного тормоза должно, в случае выхода из строя вспомогательного устройства, обеспечиваться
путем использования, вслучае необходимости, запаса энергии, независимо от энергии, которая обыч но
обеспечивает функционирование этого вспомогательного устройства. Этим запасом энергии может
служить запас энергии, предназначенныйдля приведения в действие системы рабочего тормоза.
5.2.1.15 Чтокасается механическихтранспортных средств, которым разрешается буксироватьприцеп,
оборудованный тормозом, приводимых» в действие водителем тягача, то система рабочего тормоза
тягача должна быть оборудована устройством, сконструированным таким образом, чтобы в случае
выхода из строя тормозной системы прицепа или вслучае разрыва пневматического соединения (или
другого принятого типа соединения) между тягачом и его прицепом можно было еще затормозить
транспортное средство-тягач с эффективностью, предписанной для аварийного торможения: с этой
целью, вчастности, предписывается, чтобы указанное устройство находилось на тягаче.
5.2.1.16 Если вспомогательное пневматнческое/гидравлическое оборудование должно произво
диться таких» образом, чтобы во врех»я его функционирования можно было обеспечить предписанную
эффективность торх»ожения и чтобы даже вслучае выхода изстроя источника энергии функциониро
вание этих вспомогательных устройств не приводило к сокращению запасов энергии, питающей тор-
хюзные системы, ниже уровня, указанного в 5.2.1.13.
5.2.1.17 Если предусмотренный прицеп относится к категории О, или 0 4, то система рабочего
тормозадолжна быть непрерывного или полунепрерывного типа.
5.2.1.18 Если транспортному средству разрешено буксировать прицеп, относящийся к категории
Oj или 0 4. то тормозные системы этого транспортного средства должны удовлетворять следующим
условиям:
5.2.1.18.1 при приведении вдействие системы аварийного тормоза транспортного средства-тягача
должнообеспечиваться также плавное торможение прицепа;
5.2.1.18.2 в случае неисправности системы рабочего тормоза транспортного средства-тягача, если
эта система состоит, по крайней мере, из двух не зависящих друг от друга частей, то одна или
несколько частей, которые не вышли из строя, должны быть в состоянии полностью или частично
действовать натормоза прицепа. Эгодействие должно быть плавным; если это действие
обеспечивается с помощью клапана, который в обычном состоянии не работает, то использование
такого клапана допускается лишь в том случае, если водитель х»ожетлегко убедиться вето
исправности, без каких бы то ни было инструментов, либо не выходя из кабины, либо находясь
снаружи транспортного средства;
5.2.1.18.3 В случае неисправности (например разрыва или утечки) в одной из пневматических
магистралей, обрыва или дефекта в электрической управляющей магистрали водительдолжен все же
иметь возх»ожность полностью или частично привести в действие тормоза прицепалибо с помощью
органа управления рабочим тормозом, либо с помощью органа управления аварийных» тормозом, либо
с похгошьюоргана управления стояночных» тормозом, если эта неисправность автоматически не ведет
к эффективному срабатыванию тормозов прицепа, предписанному в 3.3 приложения 4.
12