ГОСТ Р 7.0.91—2015
12.2.5 Классификационный указатель
12.2.5.1 Упорядочивание терминов тезауруса по тематическим полям
Организация терминов тезауруса по дисциплинам или тематическим областям подобна подходу,
используемому при разработке библиотечных классификаций, когда все начинается с распределения
универсума понятий по классам основных дисциплин. Применительно к тезаурусам категории поня тий
сначала необходимо сгруппировать так. чтобы это соответствовало интересам пользователей. Эта
техника применяется к тезаурусам, охватывающим некоторый диапазон тематических областей. Те по
нятия, которые принято связывать с некоторой областью, например «искусство», собираются вместе и
эксплицитно отграничиваются от понятий, принадлежащих другим областям интересов, например
таких как «экономика» или «физика».
Этот подход также может быть применен и к таким тезаурусам, которые охватывают только одно
тематическое поле. Так. лексику тезауруса, посвященного медицине, сначала распределяют по таким
подполям, как «хирургия», «физиология», «анатомия» и т. п. Кроме того, в качестве расширения ядер-ных
понятий в тезаурус могут быть включены и понятия из таких других дисциплин как «управление»,
«право», «обработка данных», которые следует отделять от медицинских терминов.
Предметный подход имеет то преимущество, что позволяет организовать понятия в группы, кото
рые в целом соответствуют образу мыслой пользователей. Трудность заключается в том. что одно и то
же понятие часто используется в нескольких различных областях, например, если тезаурус
охватывает как лесное хозяйство, так и агрономию, то он будет содержать много понятий, таких как
«растение», которые встречаются и там. и там. Такие понятия следует либо повторять в каждом поле,
где они ис пользуются, либо включать в отдельный список общих понятий, не ограниченных
использованием в каком-либо одном поле.
Группирование понятий по тематическим полям с алфавитной или тематической упорядоченно
стью родственных терминов и с расположением узких понятий под соответствующими широкими, со
блюдая абзацный отступ, приводит к построению такого указателя, который хотя и выглядит как ие
рархический, но в котором, подчиненные термины могут не подчиняться правилам для иерархических
отношений, описанным в п.10.2. Следовательно, метки узлов, дающие имена фасетам, должны быть
введены в такой указатель для того, чтобы отметить, где следуют различные фасеты и где отношения
не соответствуют иерархии по правилам раздела 11.
12.2.5.2 Фасетная организация терминов тезауруса внутри предметных областей
На практике различные подходы, описанные в 12.2.4 и 12.2.5.1 часто комбинируют, как. напри
мер, в случае, когда тезаурус сначала организуют по тематическим полям, а далее подразделяют по
фасетам.
На рисунке 7 проиллюстрирован комбинированный подход на примере тезауруса, который вклю
чает тематику подводного плавания, фотографии и физики. В каждом из этих полей показаны только те
дескрипторы, которые относятся только к этому полю. Термины, общие для всех трех полей, представ
лены в разделе общих терминов. После первичного деления по тематике следует деление по фасетам.
На рисунке 7 каждый тематический раздел поделен на фасеты «объекты», «люди» и «свойства».
В печатном указателе часто бывает необходимо ограничить общий размер продукта путем выбора
одного основного места для каждого термина. Термин может быть повторен и в других местах, но про
странство экономится за счет исключения повторного перечисления нижестоящих терминов. Предпо
лагается. что пользователь может посмотреть основную запись термина, где найдет полную иерархию.
Так на рисунке 7 основное место термина «properties» есть А200. где показаны нижестоящие термины
«chemical properties», «physical properties» и все другие. В раздело подводного плавания единственные
физические термины, которые были включены, это «pressure» и «temperature». В фотографическом
разделе полностью приведены только оптические свойства.
57