ГОСТ Р 7.0.91—2015
12.2.4 Иерархический указатель
Иерархический указательдля одного языка формируют путем размещения каждого ряда нижесто
ящих терминов под их родительским вышестоящим термином. Другие отношения (такие как отношения
эквивалентности и ассоциации) обычно в этом указателе не показывают, поскольку это сделало
бы структуру указателя трудной для восприятия. В результате получается множество иерархических
дере вьев. возглавляемых различными терминами высшего уровня (не имеющими над собой
вышестоящих).
В противном случае после произведения фасетного анализа на верхнем уровне тезауруса, все
термины одного фасета могут сгруппироваться в одну иерархию, возглавляемую меткой узла, содержа
щей имя фасета, как показано на рисунке 6. (Имена фасетов на рисунке 6 — «objects = объекты», «feld of
work = область деятельности», «people = люди», «properties = свойства»).
Когда фасетный анализ применяется в такой форме, термины группируются в фасеты согласно
базисным категориям тех понятий, которые эти термины представляют (см. 10.2.1 и раздел 11). несмо тря
на то. с какой областью или областями эти понятия обычно соотносятся.
При сравнении этого подхода с изложенным в 12.2.5.2, где первоначальная организация терминов
идет по темам, и фасеты формируются внутри тем. можно отметить следующие преимущества перво
начального проведения фасетного анализа:
a) менее вероятна необходимость серьезной перестройки указателя в случае, если некоторое по
нятие изменит свою тематическую область;
b
) при взаимодействии с другими информационными центрами можно ожидать достижения боль
шего уровня согласованности.
Однако необходимо отметить и следующие недостатки:
a) организация по фасетам разбрасывает понятия, связанные внутри своей тематики, по разным
группам;
b
) понятийный базис, на котором построен тезаурус, делается менее очевидным;
c) если тезаурус охватывает все или широкий диапазон дисциплин, то вряд ли объединение эле
ментов и процессов различных дисциплин приведет к образованию разумной последовательности тер
минов. Следовательно, такой вид указателя целесообразно использовать только в случае тезаурусов,
посвященных одной определенной дисциплине.
55