ГОСТ Р 7.0.91—2015
В этом примере названия «Альпы» и «Гималаи», присвоены подчиненным позициям в иерархии.
Однако они не являются ни видами, ни частями понятия «горные массивы», а представляют отдельные
элементы.
10.2.4.2Пометы ВТ/NT обычно достаточны для указания на отношение множество — элемент, но
кроме этого могут применяться также и точные пометы:
BTI (broader term instantial) = вм (вышестоящий термин множества);
NTI (narrower term instantial) = нэ (нижестоящий термин элемента).
Пример —
Париж
вмстолицы
столицы
нэПариж.
10.2.5 Полииорархические отношения
Некоторые понятия логически принадлежат одновременно более чем одной группе или классу.
В таких случаях должна быть установлена прямая связь со всеми соответствующими широкими по
нятиями. а структура тезауруса тогда называется полииерархической. Она противопоставляется моно-
иерархической структуре, которая допускает установление для каждого понятия только одной
действи тельной связи ВТ.
Пример —
музыкальные инструменты
клавишные инструментыдуховые инструменты
органы
В примере термин «органы» присвоен подчиненной позиции родовидового отношения к двум вы
шестоящим терминам. В других случаях полииерархические связи могут быть основаны на отношении
целое — часть.
Пример —
В некоторых случаях полииерархические отношения могут быть основаны на различных типах
отношений.
Пример —
череп
В примере связь между терминами «кости» и «череп» основана на родовидовом отношении (че
реп это вид костей), а связь между терминами «голова» и «череп» основана на иерархическом отноше
нии целое — часть (череп есть часть головы).
Когда одно понятие имеет более одного вышестоящего понятия, должны быть указаны связи со
всеми соответствующими терминами. Факультативно может быть показано различив типов отношений
посредством соответствующих помет.
Пример —
черепили
в кости
голова
череп
вр кости
вц голова
10.2.6 Несимметричные структуры во многоязычных и мультикультурных тезаурусах
Обычно все языковые версии многоязычного тезауруса имеют одинаковую структуру иерархии по
нятий. Однако могут возникать сложности установления иерархии понятий, когда две или более соци
альные общности, различающиеся по культуре, пользуются одним тезаурусом, особенно если понятия и
термины, известные одной общности, не имеют однозначных соответствий у другой. Чтобы согласо-
45