ГОСТ Р 41.83—2004
5.3 Описание испытаний
5.3.1 Испытание типа I. Определение уровня выбросов отработавших газов после запуска холод
ного двигателя
5.3.1.1 Схема сертификациитипа транспортного средства на основании испытания типа I приве
дена на рисунке 1.
Этому испытанию подвергают все транспортные средства, предусмотренные в разделе 1. макси
мальной массой не более 3500 кг.
5.3.1.2 Транспортное средство устанавливают на динамометрическом стенде, оборудованном
системой имитации нагрузки и инерции.
5.3.1.2.1 Испытание проводят без перерыва в течение 19 мин 40 с. Испытание состоит из двух
частей, между которыми, по согласованию с изготовителем, может быть предусмотрен период не более
20 с. в течение которого не проводят отбор проб для облегчения регулирования испытательного обору
дования.
5.3.1.2.1.1 Транспортные средства, работающие на СНГ или КПГ, подвергают испытанию типа 1
с вариантами в составе СНГ или КПГ в соответствии с приложением Н.
Транспортные средства, которые могут работать на бензине в сочетании с СНГ или КПГ. подвер
гают испытаниям типа I с использованием обоих видов топлива, при этом при испытании на газе
используют два варианта соответствующего газового топлива в соответствии с приложением Н.
5.3.1.2.1.2 Несмотря на требования 5.3.1.2.1.1, транспортные средства, которые могут работать
какнабензине, таки нагазообразном топливе, ссистемой подачи бензинатолько ваварийных ситуациях
или для запуска двигателя и вместимостью топливного бака не более 15 л (дм3) бензина, подвергают
испытанию типа I как транспортные средства, которые предназначены для работы только на газообраз
ном топливе.
5.3.1.2.2 Первая часть испытания состоит из четырех простых городских циклов. Каждый простой
городской цикл состоит из 15 режимов работы (холостой ход, ускорение, постоянная скорость, замед
ление и т. д.).
5.3.1.2.3 Вторая часть состоит из одного внегородского цикла, включающего 13 режимов работы
(холостой ход, ускорение, постоянная скорость, замедление и т. д.).
5.3.1.2.4 Во время испытания отработавшие газы транспортного средства разбавляют, а пропор
циональную пробу собирают в одну или несколько емкостей. Разбавление, отбор, анализ и определение
общего обьема разбавленных отработавших газов проводят в соответствии с описываемой ниже
процедурой.
Для автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, измеряют не только
выбросы оксида углерода, углеводородов, оксидов азота, но и выбросы вредных частиц.
5.3.1.3 Испытание проводят в соответствии с приложением Г. Сбор и анализ газов, а также сбор и
взвешивание вредных частиц следует проводить в соответствии с методами, предписанными настоя
щим стандартом.
5.3.1.4 В соответствии с требованиями 5.3.1.5 испытания проводят три раза. Результаты каждого
испытания умножают на соответствующие коэффициенты ухудшения, определенные в 5.3.6. и. в случае
систем периодической регенерации (2.20), умножают на коэффициенты регенерации каждого вредного
вещества К, полученные в соответствии с приложением П. Результирующие массы газообразных
выбросов, а для транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, также
массы вредных частиц, полученные в каждом испытании, должны быть меньше предельных значений,
указанных в таблице 2 для транспортных средств соответствующих категорий.
5.3.1.4.1 Независимо от требований 5.3.1.4 для каждого вредного вещества или их сочетания одна
из трех полученных суммарных масс может превышать не более чем на 10 % предельное значение по
таблице 2 при условии, что среднеарифметическое значение всехтрех суммарных массменее предель
ного значения.
Если предельные значения превышены более чем по одному вредному веществу, то не имеет
значения, происходит это в рамках одного и того же или различных испытаний.
5.3.1.4.2 Если испытания проводят с использованием газового топлива, то суммарная масса
газообразных выбросов должна быть меньше предельных значений, установленных в таблице 2 для
транспортных средств, работающих на бензине.
5.3.1.5 Число испытаний по 5.3.1.4 сокращают при определенных ниже условиях испытаний, где
V, — результат первого испытания, a V2 — результатвторого испытания покаждомувредномувеществу
или общему объему выбросов двух вредных веществ, на которые распространяется ограничение.
9