ГОСТ Р 41.83—2004
Приложение М
(обязательное)
Бортовая диагностическая система (БДС) автотранспортных средств
М.1 Введение
В настоящем приложении приведены функциональные аспекты бортовой диагностической системы БДС-кон-
троля за выбросами автотранспортных средств.
М.2 Определения
В настоящем приложении применяют следующие термины с соответствующими определениями:
М.2.1 БДС: Бортоваядиагностическая система контроля за выбросами, способная выявлять возможную зону
неисправности при помощи кодов неисправностей, введенных в память компьютера.
М-2.2тип транспортного средства: Категория механических транспортныхсредств, не имеющих существен
ных различий в отношении характеристик двигателя и БДС.
М.2.3 семейство транспортных средств: Группа транспортных средств, объединенных изготовителем,
которые предположительно имеют аналогичные характеристики с точки зрения выбросов отработавших газов и
функционирования БДС. Каждое транспортное средство этого семейства должно соответствовать требованиям
настоящего стандарта, установленным в дополнении 2 к настоящему приложению.
М.2.4 система контроля выбросов: Блок электронного управления двигателя и любой элемент, имеющий
отношение к выбросам отработавших газов или испарений, который выдает входной сигнал для блока управления
или получает от него выходной сигнал.
М.2.5 индикатор неисправностей (ИН): Визуальный или звуковой индикатор, который четко информирует
водителя транспортного средства о неисправности любого имеющего отношение к выбросам элемента, связанного с
БДС. или самой БДС.
М.2.6 неисправность: Отказ компонента или системы, влияющихна выбросы вредных веществ, и являющий
ся причиной превышения предельных значений выбросов, указанных в М.3.3.2, или неспособности БДС выполнять
основные требования мониторинга, изложенные в настоящем приложении.
М.2.7 вторичный воздух: Воздух, подаваемый в систему выпуска припомощи насоса, аспирационного клапана
или других средств, предназначенный для содействия окислению СН и СО. содержащихся в отработавших газах.
М.2.8 пропуск сгорания двигателя: Нарушение процесса сгорания топлива в цилиндре двигателя с прину
дительным зажиганием из-за отсутствия искрового разряда, неудовлетворительного дозирования топлива, недо
статочноэффективногосжатия или подругой причине. С точки зрения БДС-контроля речь идето тойдоле пропусков
сгорания в общем числе попыток зажигания, указанном изготовителем, которая повлечет за собой выбросы, обьем
которых превысит предельные значения, указанные в М.3.3.2 настоящего приложения, или о той их доле, которая
может привести к перегреву нейтрализатора{ов) выбросов, приводящему к необратимым повреждениям.
М.2.9 испытание типа I: Ездовой цикл (первая ивторая части), используемыйдля сертификации в отношении
выбросов и подробно описанный в дополнении 1 к приложению Г .
М.2.10 ездовой цикл: Цикл, состоящий из запуска двигателя, ездового режима, при котором может быть
обнаружена неисправность, если она существует, и выключения двигателя.
М.2.11цикл прогрева: Функционирование транспортногосредства,достаточное для того, чтобы температура
охлаждающей жидкости повысилась не менее чем на 22 К за время, прошедшее после запускадвигателя, идостигла не
менее 343 К (70°С).
М.2.12 топливная настройка: Регулирование обратной связи по отношению к базовой топливной характе
ристике:
краткосрочная топливная настройка: Динамичное или мгновенное регулирование;
долгосрочная топливная настройка: Долговременное регулирование является значительно более плав
ным регулированием топливной калибровочной характеристики, чем при краткосрочном регулировании. Долговре
менное регулирование позволяет компенсировать различия между транспортными средствами и постепенные
изменения, происходящие с течением времени.
М.2.13 расчетное значение нагрузки: Показатель, получаемый в результате деления текущего расхода
воздуха на максимальный расход воздуха, где максимальное значение скорректировано по высоте, если данный
показатель известен. Это определение позволяет получить безразмерное число, которое не служит характеристи
кой двигателя, но позволяет специалисту получить представление о том. какая доля располагаемой мощности
реализована (за 100 % принимают полностью открытый дроссель):
у _ текущее значение воздушного потока
атмос(()ернае давление [на уровне моря)
пиковое значение воздушного потока
барометрическое давление
121