ГОСТ Р 41.83—2004
Ж.5.1.4 Один из методов, указанных в Ж.5.1.5 и Ж.5.1.6. используют с целью предварительной подготовки
адсорбера. Для транспортных средств, имеющих несколько адсорберов, каждый из них подготавливают отдельно.
Ж.5.1.4.1 Проводят измерение выбросов из адсорбера для выявления проскока.
Под проскоком в данном случав имеют в виду момент, когда общий вес выбрасываемых углеводородов
достигает 2 г.
Ж.5.1.4.2 Проскок может быть выявлен с использованием камеры для измерения выбросов в результате
испарения, описанной в Ж.5.1.5 и Ж.5.1.6. В качестве альтернативного варианта проскок может быть определен с
использованием вспомогательного адсорбера, установленного последовательно после штатного адсорбера транс
портного средства. Перед загрузкой вспомогательный адсорбер продувают сухим воздухом.
Ж.5.1.4.3 Измерительную камеру продувают в течение нескольких минут непосредственно перед испытанием
до тех пор. пока не стабилизируется фон. В это время должен (должны) быть вкпючен(ы) вентилятор(ы), переме-
шивающий(ие) воздух.
Углеводородный анализатор должен быть установлен на нулевое значение и калиброван непосредственно
перед испытанием.
Ж.5.1.5 Затрузка адсорбера при помощи повторяющихся циклов нагрева до проскока
Ж.5.1.5.1 Топливньай(ыв) бак(и) опорожняют при помощи слиеного(ых) отверстия(ий). предусмотренного{ых)
для этой цели. Необходимо следить за тем. чтобы не допустить излишней продувки и излишнего нагружения
устройств контроля за испарениями, установленных на транспортном средстве. Для этой цели, как правило,
достаточно снять пробку(ки) топливного(ых) бака(ое).
Ж.5.1.5.2 Топливный(ые) бак(и) вновь наполняют топливом, предусмотренным для испытания, при темпера
туре 283 — 287 К (10 ’С — 14 ’С) на 40* 2 % номинальной емкости бака(ов). Пробка(ки) бака(ов) должна(ы) быть в
данный момент закрыта(ы).
Ж.5.1.5.3В течение 1 ч после повторной заливки топливом транспортное средствос выключеннымдвигателем
помещают в камеру для измерения испарений. Датчик, используемый для измерения температуры топлива в баке,
подсоединяют к системе регистрации температуры. Источник тепла устанавливают надлежащим образом по
отношению к топливному(ым) баку(ам) и подсоединяют к устройству контроля температуры. Источник тепла описан в
Ж.4.4. Для транспортных средств, оснащенных двумя или более топливными баками, все топливные баки
нагревают указанным далее способом. Температура топлива в топливных баках должна быть одинаковой с
допуском
±
1.5 К.
Ж.5.1.5.4 Топливо может быть подогрето искусственным образом до начальной дневной температуры 293 К
(20 "С) ± 1 К.
Ж.5.1.5.5 Когда температура топлива достигает 292 К (19 "С) ± 1 К. немедленно предпринимают следующие
шаги: отключают продувочный вентилятор, закрывают и герметизируют двери камеры, начинают измерение уровня
углеводородов в камере.
Ж.5.1.5.6 Как только температура топлива в баке достигнет 293 К (20 "С)
±
1 К. начинается этап линейного
увеличения температуры на 15 К (15 "С). Нагрев топлива должен осуществляться по закону, описываемому
приведенной ниже функцией с точностью
±
1.5 К. Проводят регистрацию увеличения температуры и времени
Т,= Ги + 0.233/.
где Т, — требующееся значение температуры. К ;
7jj — первоначальная температура. К:
/ — время, прошедшее с начала увеличения температуры в баке. мин.
Ж.5.1.5.7 Сразу же после возникновения проскока или после того, как температура топлива достигнет 308 К
(35 "С). — в зависимости от того, какое из этих условий будет выполнено первым. — источник тепла отключают,
двери камеры разгерметизируют и открывают, а крышку(и) топпивного{ых) бака (ов) снимают. Если проскок
не наступает к тому времени, когда температура достигает 308 К (35 ’С), то источник тепла снимают с
транспортного средства и всю процедуру согласно Ж.5.1.7 повторяют до тех пор. пока не наступит проскок.
Ж.5.1.6 Загрузка бутаном до проскока
Ж.5.1.6.1 Если для выявления проскока используют камеру, то транспортное средство с выключенным
двигателем (Ж.5.1.4.2) помещают в камеру, используемую для определения объема выбросов в результате
испарения.
Ж.5.1.6.2 Адсорбер подготавливают к операции по загрузке. Адсорбер не извлекают из транспортного сред
ства. если доступ к нему в его нормальном положении не ограничен до такой степени, что загрузка может быть
надлежащим образом произведена только посредством его извлечения из транспортного средства. Особое внима
ние на данном этапе должно быть уделено недопущению повреждения элементов топливной системы и нарушения ее
целостности.
Ж.5.1.6.3 Адсорбер заполняют смесью, состоящей по объему на 50 % из бутана и 50 % из азота с расходом
40 г бутана в час.
Ж.5.1.6.4 Как только через адсорбер происходит проскок, источник углеводородов перекрывают.
98