ГОСТ Р 41.83—2004
Ж.4.8 Газы
Ж.4.8.1 Для функционирования и калибровки оборудования должны быть использованы следующие чистые
газы:
-очищенный синтетический воздух {чистота < 1 млн-1 эквивалента С<. S 1 млн-1 СО. S 400 млн- ’ С02.
S 1 млн- 1NO; обьемная доля кислорода 18 %—21 %);
- топливный газ для анализатора углеводородов (40
±
2) % водорода; остальная часть — гелий с предельной
концентрацией 1 млн-1 углеводородов в эквиваленте С, и предельной концентрацией 400 млн-1 С02;
- пропан (С3Н8) минимальной чистотой 99.5 %;
- бутан (С4Н10) минимальной чистотой 98 %;
- азот (Nz) минимальной чистотой 98 %.
Ж.4.8.2 Газы для калибровки и измерения должны состоять из смеси пропана (С3Нг) и очищенного синтети
ческого воздуха. Истинная концентрация калибровочного газа должна соответствовать номинальному значению с
точностью ±2% . Точность концентрации разбавленных газов, полученных с помощью газового делителя, должна
быть в пределах
±
2 % истинного значения. Значения концентрации, указанные в дополнении 1, могут быть также
получены с помощью газовогоделителя с использованием синтетического воздуха в качестве разбавляющего газа.
Ж.4.9 Дополнительное оборудование
Ж.4.9.1 Абсолютную влажность в зоне проведения испытания измеряют с точностью
±
5 %.
Ж.5 Процедура испытания
Ж.5.1 Подготовка испытания
Ж.5.1.1 Транспортное средство подготавливают к испытанию следующим образом:
- выпускная система транспортного средства не должна допускать утечки;
- перед испытанием может быть произведена паровая очистка транспортного средства;
- при использовании опции загрузки адсорбера (Ж.5.1.5) топливный бак транспортногосредства должен быть
оснащен температурным датчиком, позволяющим измерять температуру в точке, находящейся в центре объема
топлива, содержащегося в баке(ах), когда он (они) наполнен(ы) на 40 % своей вместимости;
- могут быть установлены дополнительные соединительные элементы и переходные устройства, позволяю
щие осуществить полное опорожнение топливного бака. Для этого не обязательно изменять оболочку топливного
бака;
- изготовитель гложет предложить соответствующий метод проведения испытания для определения испаре
ний углеводородов только из топливной системы транспортного средства.
Ж.5.1.2 Транспортное средство устанавливают в испытательное помещение, в котором температура окружа
ющего воздуха поддерживается в пределах 293—303 К (20 "С—30 "С).
Ж.5.1.3 Должна быть подтверждена наработка адсорбера(ов) на старение. Это можно подтвердить, выполнив
пробег автомобиля (с адсорбером) в объеме не менее 3000 км. Если таких подтверждений не представлено, то
используют процедуру, приведенную в Ж.5.1.3.1 — Ж.5.1.3.11. Если речь идет о системе, состоящей из нескольких
адсорберов, то эту процедуру применяют к каждому из адсорберов отдельно.
Ж.5.1.3.1 Адсорбер извлекают из транспортного средства, не допуская повреждения элементов и нарушения
целостности топливной системы.
Ж.5.1.3.2 Проверяют вес адсорбера.
Ж.5.1.3.3 Адсорбер подсоединяют к топливному баку, по возможности к внешнему, заполненному эталонным
топливом на 40 % его вместимости.
Ж.5.1.3.4 Температура топлива в топливном баке должна быть 183—287 К (10 "С—14 "С).
Ж.5.1.3.5 Топливный бак (внешний) нагревают с 288 до 318 К (с 15 "С до 45°С) (температуру повышают на
1 "С каждые 9 мин).
Ж.5.1.3.6 Если проскок через адсорбер происходит до того, как температура достигнет 318 К (45 ’С), то
источник тепла отключают. Затем адсорбер взвешивают. Если в процессе нагревания до 318 К (45 ’С) проскока
через адсорбер не происходит, то повторяют процедуру по Ж.5.1.3.3 до тех пор. пока проскок не произойдет.
Ж.5.1.3.7 Проскок может быть установлен таким образом, как это указано в Ж.5.1.5 иЖ.5.1.6, или при помощи
других методов отбора проб и анализа, позволяющих обнаружить выброс углеводородов изадсорбера при проскоке
через него.
Ж.5.1.3.8 Производят продувку адсорбера воздухом с расходом (25
±
5) дм3 (л) / мин до тех пор. пока воздухо
обмен не достигнет 300 обьемов адсорбера.
Ж.5.1.3.9 Проверка веса адсорбера.
Ж.5.1.3.10 Процедуру, описанную в Ж.5.1.3.4 — Ж.5.1.3.9. повторяют девять раз. Даннов испытание может
быть завершенораньше — после проведения не менеетрех цикловобработки, если весадсорбера послеокончания
последних циклов стабилизируется.
Ж.5.1.3.11 Адсорбер вновь устанавливают на транспортное средство, которое вновь приводят к нормальному
рабочему состоянию.
97