ГОСТ Р55914-2013
Понятие «травля» в некоторых странах применяют как синоним запугивания. Ино
гда термины «травля» и «запугивание» используют для обозначения отличий между нега
тивным поведением целой группы и отдельного человека. Следует также учитывать оп
ределения. предусмотренные национальным законодательством. В настоящем стандарте
используется обобщенный термин «преследование».
С.З Причины и последствия преследования на работе
Причины преследования могут быть различны и возникать вследствие определенных
социальных, организационных, групповых и индивидуальных факторов. Возникновению
преследования способствует также напряженная и плохо организованная рабочая среда.
Преследование, главным образом, вызывается факторами, связанными с недостатка
ми организации рабочего процесса и поведением руководства внутри организации. Фак
торы рабочей среды (например, конфликт ролей, неоднозначность роли, высокие требо
вания, организационные перемены, негараптированность занятости па данной работе, не
удовлетворенность в отношении руководства, негативный или враждебный социальный
климат на рабочем месте) могут влиять на возникновение преследования как напрямую,
так и косвенно, способствуя созданию напряженного психологического климата.
Преследование на работе оказывает негативное воздействие как на сам объект пре
следования. так и на наблюдателей,’свидетелей преследования и на организацию в целом.
Постоянноенеприемлемое негативное поведение и преследования представляют
собой экстремальную ситуацию социального стресса. Объекты преследования страдают
от различных симптомов ухудшения состояния здоровья и стресса (например, депрессий,
раздражительности, проблем с концентрацией внимания и сном, пониженной удовлетво
ренности работой), а также от проблем с опорно-двигательным аппаратом. Объекты пре
следований чаще отсутствуют по болезни, чем те, кто не подвергается преследованиям.
Наблюдение преследований на рабочем месте (присутствие при их совершении) мо
жет привести к негативным последствиям для здоровья наблюдателей/свидетелей, напри
мер более высокому уровню стресса и большему количеству симптомов стресса.
Затраты организации включают в себя стоимость отсутствии по болезни, судебные
издержки, стоимость текучести персонала, реорганизации, набора и обучения работников,
а также ущерб имиджу организации.
42