Унифицированные узлы и элементы нефтебензиновых и спиртовых цистерн включают люк-лаз для загрузки продукта и технического
обслуживания и доступа внутрь котла, сливной прибор для слива груза, предохранительный клапан для ограничения избыточного давления в
котле при повышении температуры груза и предохранительно-впускной клапан для защиты котла от вакуума при охлаждении груза и
конденсации его паров. В настоящее время цистерны выпускаются с предохранительно-впускным клапаном, в конструкции которого
объединены предохранительный клапан избыточного давления и предохранительно-впускной (вакуумный) клапан. Нижний лист котла
цистерны имеет уклон к сливному прибору для обеспечения полного слива продукта.
Восьмиосные цистерны имеют по два люка-лаза, сливных прибора и предохранительно-впускных клапана.
Люк-лаз 4 (рис. 3.1
) диаметром 570 мм герметично закрывается крышкой 1. В новых конструкциях применяется крышка с ригельным
запором, включающим ригель 6, откидной болт 5 и предохранительную скобу 2. Эта конструкция обеспечивает надежность уплотнения,
удобство и безопасность обслуживания. В горловине люка приварены сегменты 3 для контроля уровня наполнения и прикреплена внутренняя
лестница для доступа обслуживающего персонала внутрь котла.
При нахождении цистерны в эксплуатации на путях МПС люк-лаз всегда должен быть опломбирован. Пломбирование крышки люка
производится перед каждым выходом цистерны на пути МПС как в груженом, так и в порожнем состояниях.
Все цистерны данной группы (кроме цистерн для спирта) оборудуются универсальным сливным прибором (
рис. 3.2
). Вороток 1, шарнирно
соединенный с винтовой штангой 2 управления сливным прибором, расположен в горловине люка-лаза.
На нижнем конце штанги закреплен клапан 3 с уплотнительным кольцом 9, который при вращении воротка поднимается или опускается на
седло 10, обеспечивая таким образом открытие и закрытие сливного прибора. Труба сливного прибора 5 снаружи закрывается откидной
крышкой 6, прижимаемой к торцу трубы нажимным винтом 7. Кольцевой наконечник 8 сливной трубы обеспечивает возможность
герметичного присоединения сливного рукава. Корпус сливного прибора оборудован кожухом 4, который может при сливе продукта
заполняться паром для обогрева в зимнее время.
Цистерна для спирта модели 15-1454 с 1986 г. поставляется без нижнего сливного прибора. Разгрузка цистерны на пунктах слива
производится сифонированием сверху через специально оборудованный для ввода сливной трубы люк. Внизу котел имеет поддон. У
остальных цистерн для спирта сливной прибор демонтирован, а отверстие внизу заварено. На горловине люка приварены проушины для двух
замков. На крышке люка наварено дополнительное лабиринтное кольцо. Предохранительно-впускной клапан зафиксирован двумя скобками.
Предохранительно-впускной клапан (рис. 3.3
) имеет раздельную регулировку усилия затяжки пружины 1 клапана максимального давления
2 и пружины 3 вакуумного клапана 4. Регулировка клапанов производится на избыточное давление 0,15 МПа (1,5 кгс/см
2
) и на разряжение
0,01 - 0,02 МПа (0,1 - 0,2 кгс/см
2
) . Для предотвращения нарушения регулировки на предохранительно-впускной клапан устанавливаются две
пломбы.
Котлы цистерны данной группы подвергаются испытаниям на прочность гидравлическим давлением 0,4 МПа (4 кгс/см
2
).
Уплотнительные прокладки и кольца крышки люка, сливного прибора и предохранительно-впускного клапана изготавливаются из
маслобензиностойкой резины.
Предохранительно-впускной клапан не обеспечивает защиты котла от возникновения недопустимого вакуума после разогрева груза паром,
пропарки котла или при сливе продукта при закрытых крышках люков.
Категорически запрещается транспортирование цистерны с течью котла или сливного прибора, с неисправностями ходового, автосцепного
и тормозного оборудования, угрожающими безопасности движения, а также с незакрытыми наружными крышками сливных приборов.
Специализированные цистерны для перевозки грузовСтр. 9 из 203
file://C:\Program Files\StroyConsultant\Temp\48809.htm26.11.2007