являются основанием для разработки заводами-изготовителями конкретных конструктивных решений, направленных на повышение
безопасности перевозок опасных грузов, которые затем реализуются в конструкции серийных вагонов-цистерн.
В данном справочном пособии приводятся основные технические характеристики, описания конструкции вагонов в целом и типичных
модификаций унифицированных узлов и элементов, определяющих условия безопасной транспортировки грузов и безопасного
обслуживания вагонов в пути следования и в пунктах погрузки и выгрузки, а также общие виды серийно изготавливаемых вагонов-цистерн,
используемых для перевозки опасных грузов.
Представленный в настоящем издании материал распределяется следующим образом: в разд. 1
рассматриваются внешние признаки
цистерн, их окраска, система маркировки и нанесения знаков опасности; в разд. 2
дается описание и основные технические характеристики
типовых узлов и конструктивных решений, используемых на всех вагонах-цистернах; в разд. 3
-
8
приводятся описания конструкций,
параметры и общие виды цистерн, описываются группы вагонов, имеющих общие (унифицированные) или близкие по конструкции и
характеристикам узлы и элементы. Следует также отметить, что справочное пособие включает описание цистерн, не предназначенных для
перевозки опасных грузов, которые могут использоваться для этого в отдельных случаях. Трафареты и знаки опасности при этом должны
соответствовать фактически перевозимому грузу.
Данное справочное пособие является не нормативным, а информационным изданием и не заменяет действующих нормативно-технических
и инструктивных документов.
В подборе необходимых материалов для подготовки и написания книги принимали участие сотрудники МИИТа: Р.С. Глазкова, Р.Ф.
Канивец, В.Н. Котуранов, К.В. Мотовилов, А.В. Смольянинов, И.Б. Феоктистов, В.Н. Филиппов, Г.Ф. Чугунов, сотрудник ПО „Азовмаш"
В.М. Бубнов. Научное редактирование было проведено д-ром техн. наук, проф. В.Н. Котурановым и д-ром техн. наук, проф. В.Н.
Филипповым.
Все критические замечания, отзывы и предложения по улучшению справочного пособия просим направлять по адресу: 103055 Москва, А-
55, ул. Образцова, 15 - МИИТ, кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство"
1.
ОКР
А
СК
А
И
М
А
РКИРО
В
К
А
ЦИСТЕРН
Д
ЛЯ
ПЕРЕ
В
О
З
КИ
ОП
А
СНЫ
Х
ГР
УЗ
О
В
В настоящее время отсутствует строгая система, определяющая правила окраски цистерн для перевозки опасных грузов, которая отражала
бы степень и вид опасности груза, поэтому предусмотренная правилами окраска цистерн носит случайный характер.
В соответствии с действующими правилами цистерны для перевозки опасных грузов имеют отличительную окраску цилиндрической
части и днища котла и цветную горизонтальную полосу на среднем диаметре цилиндрической части по всей длине котла шириной 300 мм на
цистернах для сжиженных газов и 500 мм - для остальных опасных грузов (кроме цистерн для бензина и нефтепродуктов, пека,
кальцинированной соды, которые не имеют полос).
Цистерны, принадлежащие предприятиям, имеют торцовые днища и рамы, окрашенные в зеленый цвет. У края днищ по кругу наносится
белая полоса шириной 300 мм. На цистерне должен быть трафарет о роде перевозимого продукта и знаки опасности груза.
Котлы цистерн, предназначенных для грузов второго класса, окрашиваются в светло-серый (серебристый) цвет. Цвет полосы зависит от
вида груза: для аммиака - желтый, для кислорода - голубой, для хлора - защитный, для пропан-бутановых фракций (в том числе для этилена) -
красный, для негорючих газов - черный.
Алюминиевой краской окрашиваются котлы цистерн для перевозки этиловой жидкости. Нижняя часть котла на высоту 250 мм окрашена
черной краской. Полосы зеленого цвета.
Специализированные цистерны для перевозки грузовСтр. 3 из 203
file://C:\Program Files\StroyConsultant\Temp\48809.htm26.11.2007