ГОСТ Р ИСО/МЭК 90003—2014
d) действия по сопровождению, включая разрешение проблем, работу служб по оказанию по
мощи. обслуживание технических средств и мониторинг систем с целью выявления ошибок или сбо ев:
e) модификации интерфейсов, которые могут потребоваться в случаях, когда делают дополне
ния или изменения в системе оборудования/ технических средств или компонентах, управляемых
программными средствами:
f) управление конфигурацией, тестирование идействия по обеспечению качества;
д) расписание запланированных выпусков:
h) каким образом будет проведено расширение функциональных возможностей и улучшение ха
рактеристик;
i) записи и отчеты, связанные с деятельностью по сопровождению.
Записи, связанные с действиями по сопровождению, могут быть использованы для оценивания
и совершенствования программного продукта и для улучшения самой системы менеджмента каче
ства. В случав проблем при их разрешении могут применяться промежуточные корректировки
про грамм или исправления ошибок в целях минимизации простоя, а на более позднем этапе могут
про изводиться долговременные модификации.
Для модификации интерфейсов и расширения функциональных возможностей, в зависимости от
масштаба работы следует использовать процедуры по управлению изменениями или же нужно ини
циировать новый и самостоятельный проект, связанный с разработкой.
П р и м е ч а н и е — Для получения дополнительной информации см. 6.4.7 (инсталляция программных
средств). 6.4.9.3.4 (поддержка пользователей), 6.4.10 (процесс сопровождения). 7.2.3.3.3 (обеспечение процес
сов) и 7.2.8 (процесс разрешения проблем) ИСО/МЭК 12207:2008 [7].
7.5.2 Валидация процоссов производства и обслуживания_____________________________
Организация должна валидировать все процессы производства и обслуживания, результаты
которых не могут быть верифицированы последующим мониторингом или измерениями, из-за чего
недостатки становятся очевидными только после начала использования продукции или после
предоставления услуги.
Валидация должна продемонстрировать способность этих процессов достигать запланиро
ванных результатов.
Организация должна разработать меры по этим процессам, в том числе там. где это приме
нимо:
a) определенные критерии для анализа и утверждения процессов;
b
) утверждение соответствующего оборудования и квалификации персонала:
c) применение конкретных методов и процедур;
d) требования к записям (4.2.4);
e) повторную валидацию.
[ИСО 9001:2008] [2]
Организации нужно рассматривать, какие процессы можно использовать для компенсации от
сутствия возможности по проведению полной валидации продукта. Примеры включают следующее:
a) в ходе анализа проекта и разработки могли бы рассматриваться ситуации, как проектирова
ние и разработка могут не справиться с поставленными целями, в дополнение к более обычной про
верке того, что проект и разработка будут действовать правильно;
b
) программа аварийного режима и анализ последствий, позволяющий воссоздать предысторию
ошибок/сбоев и установить их причинно-следственную связь, и то. каким образом они могут быть
предотвращены.
Какие бы методы не использовались, они должны быть соразмерны рискам и последствиям,
связанным с ошибками проектирования и разработки.
31