ГОСТ Р 55901—2013
стаом такого ориентированного на культуру организации подхода настоящий стандарт призван усилить и другие,
болеетехнологическиориентированные инициативы, которые разрабатываютанастоящее время компании и орга
ны по стандартизации. Общим результатом будет существенное дополнительное преимущество для компаний.
В.13.1 Применение менеджмента знаний
СМ3 предназначена для обеспечения общего понимания, демонстрации значимости и оказания помощи
организациям а ее успешном внедрении. Основа СМ3 опирается на эмпирические исследования и практический
опыт в этой области, накопленный а европейских и других странах мира. В рамках основы рассмотрены наиболее
важные элементы подхода к СМ3 с целью предоставить рекомендации для всех типов организаций, стремящихся
улучшить свои показатели в результате более эффективного управления знаниями.
Для описания сути процессов М3 приведены определения понятий «знания* и «менеджмента знаний». Тер
мины и определения в области М3 установлены в ГОСТ Р 53894.
Знание представляет собой набор данных и информации (с точки зрения некоторой определенной информа
ционной технологии). Знание также включает различные комбинации новой технологии, производственного опыта,
эмоций, верований, значений величин, идей, интуиции, любопытства, мотивации, стилей обучения, отношения,
способности доверять, способности решать сложные проблемы, открытости, умения работать в компьютерной
сети, коммуникабельности, отношения крискуйналичиядуха предпринимательства. Использование знаний приво
дит кнакоплению ценных активов, улучшаетспособностьдействовать и принимать эффективные решения. Знание
может быть формализованным и неформализованным, индивидуальным (персональным) и коллективным.
Под М3 подразумевают плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управ
лениепроцессамидля улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллек
тивных ресурсов знаний в целях повышения конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, в общем понимании «знание» — это совокупность данных и информации, которая дополня
ется экспертным мнением, профессиональными навыками и опытом, в результате чего появляется ценный актив,
который возможно применятьдля оказания помощи впринятии решений. Знания могутбыть точными и/или не фор
мализованными словами, индивидуальными и/или коллективными.
Существуют три наиболее значимых компонента, которые можно выделить в основе СМ3.
1 Фокусирование внимания на производственной деятельности должно быть центром любой инициативы в
области М3 ипредставлять собой дополнительную значимостьорганизации, которая может, какправило, включать
разработку стратегии, инновацию продукта (услуги) и разработку, производство и доставку услуги, поддержку реа
лизации продукции и потребителей. Эти процессы представляют собой внутренний организационный контекст, в
котором создается и применяется знание о продуктах и услугах, потребителях или технологии.
2 Пять основных видов деятельности в отношении знаний были идентифицированы как наиболее широко
применяемые: идентификация, создание, хранение, обмен знаниями и их применение. Они представляют собой
второй компонент основы посредством формирования единого процесса.
Настоящие виды деятельности реализуются, как правило, в поддержку более широких производственных
процессов. Их интеграция и результативность в рамкахорганизации должны поддерживаться необходимыми мето
дами и инструментами М3.
3 Средства обеспечения представляют собой третий компонент и включают две основные дополняющие
друг друга категории, называемые персональными и организационными способностями знаний. Эти способности
следует рассматривать как средства обеспечения деятельности в отношении знаний.
Персональные знания включают такие способности, как амбиции, профессиональные навыки, поведение,
опыт, инструменты и пунктуальность, которыедолжны развиваться на персональном и групповом уровнедля гене
рации улучшений на основе управления знаниями.
Организационными способностями к знаниям являются способности, которые руководители должны выя
витьдля обеспечения эффективногоуправления знаниями в рамкахпроцессов повышения производительности со
стороны внутренних участников (менеджеров и рабочих)и внешних участников (поставщиков и потребителей). Это
определение задачи, видения и стратегии, проектирование процессов и организационных структур, измерение,
понимание культуры, применение технологии и инфраструктуры, атакже развитие коллективно доступного знания
организации, то есть так называемого актива знаний.
В.13.2 Применение СМ3 на практике
Настоящий стандарт содержит положения, которые организации, заинтересованные в менеджменте знаний,
руководители проектов и группы по проекту СМ3 могутиспользоватьв качестве основы для первоначальныхобсуж-
дений. Если данная основа поможет организациям вдостижении общего понимания, увязке и определении направ
ления своих действий, идентификации аспектов СМ3, относящихся кданной организации, понимании правильной
комбинации этих аспектов, определении, какие процессы подлежат управлению и пониманию методов развития
СМ3 на организационном и индивидуальном уровнях, вэтом случае необходимость МЗочевидна инесомненна.
Достижение общего понимания в рамках группы по проекту СМ3 и группы менеджмента является одним из
первых шагов по изменению процесса менеджмента, который организация должна будет сделать для того, чтобы
стать организацией, более ориентированной на знания. Основа может выполнять функции контрольного перечня,
обеспечивающего исключение какого-либо пропуска и оказывающего помощь организации в минимизации слож
ности посредством устранения аспектов, выходящих за рамки области ее деятельности.
43