ГОСТ Р 55901—2013
В.10.3 Физическое/традиционное изменение стоимости
Их можно рассматривать как физический мир деятельностей, которые мы выполняем в целях повышения
качества продукции/услуг. Этидеятельностиразвивалисьстечением времени сопытом людей, который ониприоб
ретали от своих деловых контактов. Поскольку стремление получить большую прибыль направляет любой бизнес,
профессионалы (обученные/необученные) используют их для достижения этих целей.
В.10.4 Виртуальные цепочки создания стоимости
Появление автоматизированных компьютерных бизнес-систем в современном мире привело к совершенно
новому горизонту рыночного пространства — рыночного ИКТ-пространства. Как и в любой другой области исполь
зования ИКТ. здесь реализована попыткаприменитьнашуфизическую практикудля создания цифрового мира. Все
виды деятельности, имеющие отношение к процессам физических цепочек создания стоимости, которые реализо
ваны в рамках этого рыночного пространства, в общих чертах можно назвать «виртуальными цепочками создания
стоимости».
На практике, на сегодняшнийдень, несуществует прогрессивной организации, которая может позволить себе
оставаться приверженной какой-либо одной из этих цепочек создания стоимости. Для того,чтобы охватить и физи
ческое и виртуальное рыночные пространства, организации должны развернуть свои лучшие практики в обоих
направлениях для создания необходимой информации, которая далее может быть использована для создания
выпускаемой лродукции/услуги или разработки новых.
В.10.5 Комбинированная цепочка создания стоимости
Взгляд на матрицуцепочки создания стоимости показывает,что есть ряд мест влюбом бизнес-процессе, что
бы добавить ценность или улучшить процесс, что в свою очередь приведет кэкономии средств и времени при одно
временном повышении производительности. Основная идея, по сути, является хорошо известной старой
концепцией использования входящей информации, каким бы ни был ее источник.
Организационные ЦСС являются частью большого потока деятельностей, которые Портер назвал системой
ценностей. Система ценностей, илипроизводственные ЦСС. включают в себя поставщиков,которыеобеспечивают
входы, необходимыедля организации, вместе с их собственными ЦСС. После того, какфирма создает продукт, эти
продукты проходят через цепочки дистрибьюторов (которые также имеют свои собственные ЦСС). на всем пути к
потребителю. Все части этих цепочеквключены в стоимость системы. Для достижения и поддержания конкурентно
го преимущества и чтобы поддержать это преимущество с помощью информационных технологий, организация
должна понимать каждый компонент этой системы ценностей.
В.10.6 Производственный уровень
Производственная ЦСС является физическим представлением различных процессов, которые участвуют в
производстве товаров (и оказании услуг), начиная с сырья и заканчивая отгруженной продукцией (также известной
как цепочка поставок). Это представление основано на понятии добавленной стоимости (ценности) на уровне свя
зей. Сумма добавленных стоимостей на уровне связей дает общую добавленную стоимость.
В.10.7 Важность
Основа ЦСС быстро распространилась до передовых рубежей менеджмента как мощный аналитический
инструмент стратегического планирования. Простая концепция потоков ценностей и межфункциональный процесс
имели достаточный успех в начале 1990-х годов.
Концепция ЦСС была расширена за пределы отдельных компаний. Она может быть применена для целой
цепочки поставок и распределенных сетей. Поставка смешанной продукции и услуг конечному потребителю моби
лизует различные экономические факторы, каждый из которых управляет собственной ЦСС. В промышленности,
где широкосинхронизированы взаимодействия этих местных цепочек,создаются расширенные цепочки,достигаю
щие глобального уровня. Портерназвал этубольшую объединенную систему ЦСС «системой ценностей». Система
ценностей включает в ЦСС компаний поставщиков (и. соответственно, их собственных поставщиков), саму компа
нию. компании канала распределения и компании-приобретатели (и, по-видимому, распространяется на покупате
лей их продукции).
Фиксация ценности, сформированной ЦСС. является новым подходом, использованным многими стратегия
ми менеджмента. Например, производитель может требовать от своих поставщиков деталей, чтобы они были рас
положены вблизи егосборочного заводадля минимизации транспортных расходов. За счет получения и обработки
информации, поступающей по всей ЦСС. компании могут попытаться обойти посредников, создавая новые биз
нес-модели. либо другими путями улучшить систему ценности.
В.11 Веб 2.0
Веб 2.0 (определение Тима О’Рейли) — методика проектирования систем, которые путем учета сетевых вза
имодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0 является принцип
привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. Определение
Тима О’Рейли нуждается в уточнении. Говоря «становятся лучше», имеют в виду скорее «становятся полнее», то
есть речь, как правило, идет о наполнении информацией, однако вопросы ее надежности, достоверности, объек
тивности не рассматриваются.
По сути, термин веб 2.0 обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользо
вателями (например, блоги, wiki, социальные сети и т.д.)