ГОСТ Р 55901—2013
Инновация, нововведение (англ, innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный
рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интел
лектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализа
ции. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими
свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и
приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно
«innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследовани ях
XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й.
Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений вразвитии экономическихсистем.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает
эффективность действующей системы.
Более широко это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.
Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового
знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.
Таким образом, необходим процесс, инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качес
твенного улучшения.
Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в про
дуктах. процессах и стратегии организации (инновационная деятельность).
В соответствиис международными стандартами инновацияопределяется какконечный результат инноваци
онной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на
рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельнос ти.
либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором.
- используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности:
и/или
- обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
- обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или
превышающих его;
- достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальнымисис
темами. экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе сущес
твует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в
научной литературе отмечается, что понятие «инновация» частосмешивается с понятием «изобретение», обозна
чающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой, и термином «нововведение»,
означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы пра
вильнее назвать словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут бытьупотребле ны
вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность иннова
ции в том. что она позволяет создать, получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого
взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить
пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе [14].
Йозеф Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил
пять изменений в развитии, т. е. вопросов инноваций:
- использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производ
ства;
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
- появление новых рынков сбыта.
В.1.1 Виды инноваций
Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, тех
ники. новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управле
ния производством не относятся к технологическим.
Социальные (процессные) — процессобновления сфержизничеловека в реорганизациисоциума (педагоги
ка. система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
Продуктовые — создание продуктов (продукции) с новыми и полезными свойствами.
Организационные — совершенствование системы менеджмента.
Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих
существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации
продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
21