ГОСТ Р 55901—2013
Фактическисайт эпохи ееб 2.0. на первый взгляд, интерактивен идружелюбен, позволяет себя легко настраи
вать. Однако сбор статистических данных о пользователях, их предпочтениях и интересах, личной жизни, карьере,
круге друзей могут помочь владельцу сайта манипулировать сообществом.
В.12 Менеджмент знаний
Менеджмент знаний (knowledge management) — это систематические процессы, благодаря которым созда
ются. сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходи
мыедля успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов аболее высокую
производительность, эффективность и новую стоимость.
В.12.1 Знания
Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный
эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения.
Таким образом, в современной экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыноч ная
позиция, а сложныедля репликации знания, такие как активы и способ их размещения. Причем в центре внима ния
находится не создание знаний, а их движение и использование в организации.
Информация и знания, составляющие основуинтеллектуального капитала, обладают рядом специфических
характеристик в отличие от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов организации:
- ценность знанийзаключается в их изобилии, в то время какпрочие ресурсы оцениваются исходя из понятия
редкости.
- в структуре себестоимости «материализованного знания» (наукоемких товаров и услуг) преобладает тен
денция к накоплению издержек на начальной стадии производства.
- между затратами знаний на входе и объемом знаний на выходе нет значимого экономического соответ
ствия.
В.12.2 Виды знаний
Знания — это смесь оформленного опыта, ценностей, контекстной информации и взглядов эксперта, кото
рая дает схемудля оценки и объединения нового опыта и информации. В организациях они зачастую попадают не
только в документы или хранилища, но и в организационные процедуры, процессы, практику и нормы.
Спираль знаний — модель,объясняющая, как при создании новых знаний явные и неявныезнания взаимодей
ствуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования;
- социализации;
- экстернализации;
- комбинирования;
- интернализации.
Впроцессе социализации происходитневербальная передача скрытого знания от одного члена организации
к другому, например, с помощью наблюдения одного человека за другим. Экстерналиэация представляет собой
процесс превращения скрытого знания вявное при помощи необычного использования языка, различных метафор
и аналогий. Комбинирование — это передача явных, кодифицированных знаний от одного человека другому при
помощи книг, газет, лекций,компьютерныхтехнологий, аинтернализация — превращение явного знания вскрытую
форму, например, посредством практического выполнения какой-то деятельности.
Основное внимание необходимо уделить неформализованному знанию — предчувствию, пониманию,
догадкам, эмоциям, идеалам. Данный вид знаний позволяет организации решать многие важные задачи, дает воз
можность увидеть фирмукакживой организм, а не как машинудля обработки информации. В связи с этим стремле ние
многих современных организаций перевести неявные знания в формализованные не будет иметь такого
результата, как в случае существования этих знаний в своей первоначальной форме.
В.12.3 Модель знаний
Для каждой фирмы характерна своя модель управления знаниями, учитывающая спецификудеятельности,
масштабы производства, организационные особенности, корпоративную культуру компании. Однако, вне зависи
мости от направлениядвижения информационных потоков, менеджмент знанийдолжен обеспечивать контроль за
осуществлением в организации следующих процессов.
Последовательное чередование четырех процессов — социализация, экстернализация. комбинация,
интернализация — создает спираль знаний. Центральная задача менеджеров, таким образом, заключается в том.
чтобы обеспечить эффективное функционирование этой спирали. Для этого введено понятиемоделиорганизации, в
которой управление проходит путь «из центра — вверх — вниз», где в центре событий находятся менеджеры
среднего звена. Именно они являются проводниками идей между оторванными от реальности и выдвигающими
порой идеалистические концепции руководителями высшего звена и приземленной, рутинной деятельностью
рядовых сотрудников, которые эти концепции должны реализовывать.
Пошаговое последовательное применение модели знаний позволяет:
- создать новые знания;
- использовать имеющиеся знания при принятии решений.
- воплотить знания а продуктах и услугах;
- передать существующие знания из одной части организации в другую:
- обеспечить доступ к необходимым знаниям, а также защиту знаний.
41