ГОСТ Р 55901—2013
В результате, товары и услуги могут быть разработаны, куплены, проданы, и во многих случаях даже постав
лены через электронные сети.
Что касается приложения любой новой технологии, это зависит от того, насхолько она отвечает экономичес
кому спросу. Она может оставаться бездействующей или достичь коммерческого успеха.
В.6.3 Особенности
Можно утверждать, что познавательная экономика отличается от традиционной экономики по нескольким
ключевым аспектам:
- экономика приводит не кистощению, а к обогащению. В отличие от большинства ресурсов, которые истоща
ются по мере использования, информацией и знаниями можно поделиться,чтоприведет кростуза счетприменения;
- эффект расположения может быть:
уменьшен, в некоторых видах экономической деятельности: может быть достигнут эффект использования
соответствующей технологии и методов, виртуальные рынки и организации, которые предлагают преиму
щества а скорости, ловкости, круглосуточной работы иглобального охвата, или повышен в некоторых дру гих
областях экономики, путем создания бизнес-кластеров вокругцентров знаний, таких, как университеты и
исследовательские центры, достигших мирового совершенства;
- законы, барьеры и налоги трудно применять исключительно на национальной основе. Знание и информа
ция «утекают» там. где спрос очень высок, а преграды малы;
- продукция или услуги, качество которых повышено за счет применения знаний, могут добиться ценового
преимущества в сравнении с продукцией, полученной на основе низкоуровневого знания или низкой интенсифика
ции знаний;
- ценообразование и стоимость сильно зависят от содержания. Таким образом, та же информация или зна
ния могут представлять различные ценности для разных людей или даже для одного человека в разное время;
- знания, которые облечены в систему или процессы, имеют более высокую ценность, чем тогда, когда они
просто находятся в умах людей;
- человеческий капитал — компетенция, является ключевым компонентом ценности (стоимости), основан
ной на знаниях организации, при этом только небольшое число компаний а своих годовых отчетах указывают дан
ные по уровню компетенции. Вотличие отэтого, сокращения персонала или компетентности часто воспринимается
как положительная мера сокращения затрат;
- коммуникации все чаще рассматриваются в качестве фундаментальной основы для потока знаний. Соци
альные структуры, культурные аспекты и другие факторы, влияющие на социальные отношения, имеют огромное
значение для познавательной экономики.
Данные аспекты требуют новых идей и подходов от политиков, менеджеров и работников, обладающих зна
ниями.
Познавательная экономика имеет разнообразные формы, в которых она может проявиться, но существуют
прогнозы, что новая экономика будет распространяться столь радикально, чтодаже идеи будут признаны и опреде
лены в качестве товара.
В.7 Обучающаяся организация
Обучающаяся организация — это термин, объединяющий компании, которые содействуют обучению своих
сотрудников ипостояннопреображаются. По сути такую организацию следуетназвать не «обучающей»,а «обучаю
щаяся организация», во-первых потому, что организация, которая обучает своих сотрудников является сама, по
сути, обучающейся, и во-вторых, чтобы не путать с организациями, которые занимаются обучением. «Обучающие ся
организации» развиваются в результате трудностей, с которыми сталкиваются современные организации, что
позволяет им оставаться конкурентоспособными в среде современного бизнеса. Обучающаяся организация отли
чается пятью основными особенностями; системное мышление, личное мастерство, ментальные модели, общее
видение и командное обучение. Концепция обучающейся организации создана в рамках работы и исследования
Питера Сенге него коллег, которые призываюторганизации перейти на более взаимосвязанный способ мышления.
Организации должны стать более похожими на общины, в которых сотрудникидолжны ощущать на себе бремя при
верженности (обязательств). Они будут более продуктивно работать на организацию, которой они привержены.
В.7.1 Развитие
Организации неорганично преобразуются в обучающуюся организацию; существуют факторы, побуждаю
щие их к изменениям. По мере роста организации, они теряют свою образовательную способность, по мере того,
как организационная структура и индивидуальное мышление становятся более жесткими и формальными. Когда
возникают проблемы, предлагаемые решения часто оказываются настолько краткосрочными (обучение в один
цикл) для этих проблем, что они возникают вновь в будущем. Чтобы оставаться конкурентоспособными, многие
организации проводят реструктуризацию, сокращая количество людей в компании. Это означает, что те. кто
оста ется. должны работать более эффективно. Чтобы добиться конкурентного преимущества, компаниям
необходимо учиться быстрее, чем их конкуренты, и создавать культуру ответственности перед клиентами.
Организациям необходимо поддерживать знания о новых продуктах и процессах, понимать, что происходит в
их окружении и находить творческие решения, используя знания и опыт. Это требует сотрудничества между
отдельными лицами и группами, безвозмездной и надежной взаимосвязи, а также доверительной культуры.
30