ГОСТ Р 55901—2013
Третье ключевое слово — «резкие». При РБП непросто вносятся незначительные изменения,а резко (в разы
и порядки)увеличиваются ее показатели. Если, например, требуется на 10 % повысить производительность и улуч
шить качество обслуживания клиентов,то эта компания не нуждается в РБП. Этому могут способствовать традици
онные методы — начиная от произнесения речей перед сотрудниками и заканчивая проведением программ
повышения качества. Незначительные улучшения достигаются путем настройки; для того, чтобы добиться резких
улучшений, необходимо коренным образом избавиться от всего старого и заменить новым.
Четвертое ключевое слово — «процессы». Это наиболее важное слово вопределении, и в тоже время имен
но оно является наиболее затруднительным для понимания, так какбольшинство людей ориентированы не на про
цессы. а на задачи, рабочие места, персонал. Под бизнес-процессом понимается совокупность действий,
получающая на входе данные различных типов и продуцирующая результат, имеющий ценность для потребителя.
Современные компании сосредотачиваются на отдельных задачах, составляющих этот процесс. — оформление
заказа, получение товаров на складе и т. п., и имеют тенденцию терять из виду главную цель — доставку товаров
заказчику. Отдельные задачи, составляющие данный процесс, безусловно важны, но для заказчика ни одна из них не
будет иметь значения, если весь процесс а целом не работает — то есть не производит доставки товаров.
Рассматриваются три типа компаний, которым в первую очередь необходим РБП;
- компании, оказавшиеся в тяжелом положении. У них нет выбора; затраты на порядок выше, чем уконкурен
та. обслуживание клиентов осуществляется плохо;
- компании, которые еще не находятся в тяжелом положении, однако их руководство обладает достаточным
пониманием того, что возможны трудности; появляются новые конкуренты, у клиентов возникают новые требова
ния, изменяется правовая или экономическая среда;
- компании, находящиеся на вершине успеха. У них нет заметных трудностей (как сейчас, так и в перспекти
ве). но ихруководство ведет честолюбивую и агрессивную политику и стремится увеличитьсвой отрывот конкурен
тов. Признакомдействительногоуспеха компании является ее готовностьотказаться от того,что приноситей доход
на протяжении долгого времени. Одним из показателей успешности компании является постоянная неудовлетво
ренность текущим состоянием и качеством работы, желание и возможность отказаться от устоявшейся практики а
надежде и расчете на нечто лучшее.
В.3.1 Переосмысление бизнес-процессов
Бизнес-процесс, возникший в результате РБП, должен сильно отличаться от традиционного, принимая при
этом самые различные формы. Тем не менее различные перепроектированные процессы обладают многимиобщи
ми характеристиками и свойствами. Эти общие свойства не зависят от отрасли производства и даже от индивиду
альных особенностей отдельного процесса.
Дело в том. что облик прошедшего РБП предприятия, так же как и облик традиционного предприятия, осно
ван на нескольких изначальных предпосылках. Индустриальная модель строится на предпосылке, что работники
обладают невысокой квалификацией, и им недостает времени и способностей для обучения. Поэтому
задачи, предлагаемые этим работникам, должны быть очень простыми. Люди работают наиболее эффективно
тогда, ког да им предлагается для выполнения всего одна хорошо понятная им работа и предлагается разбить
всю работу на ряд простых задач, поручая их выполнение низкоквалифицированному персоналу. Однако для того,
чтобы свя зать асе простые задачи вместе, требуются сложные процессы. При РБП эта модель
переворачивается с ног на голову; утверждается, что для получения высокого качества, уровня обслуживания,
гибкости, низких затрат и т. п. процессы должны быть простыми.
Ниже приводятся общие свойства и характеристики перепроектированных бизнес-процессов;
1) Несколько работ объединяют в одну
Безусловно, а таком подразделении могут возникнуть проблемы, связанные с распределением заданий и
приводящие к задержкам и ошибкам, но они будут незначительными по сравнению с проблемами, возникавшими
ранее, когда задания распределялись между разными подразделениями. Критичным является то. что теперь каж
дый сотрудник знает, кто отвечает за быстрое и точное выполнение работы.
При введении интегрированных процессов и назначении ответственных за них сотрудников предприятие
избавляется от ошибок, задержек и дополнительной работы в связи с проблемами, которые возникали при рас
пределении заданий.
Кроме этого, интегрированный процесс требует меньше работы по его администрированию. Поскольку
сотрудники, задействованные в процессе, отвечают за то. чтобы работа исполнялась вовремя и без ошибок, кон
троля за ними требуется меньше. Еще одно преимущество интегрированных процессов — улучшение качества
управления: поскольку в этих процессах занято меньшее число людей, становится легче давать им работу и сле
дить за ее выполнением.
2) Исполнители принимают решения
Предприятия, осуществляющие РБП, уплотняют процессы не только горизонтально (возлагая на сотрудни
ков множество последовательных заданий), но также и вертикально. Вертикальное уплотнение означает, что в
тех местах процесса, где сотрудники обычно обращались за ответом к руководству, теперь принимаются
самосто ятельные решения. В перепроектированном процессе принятие решений становится частью работы,
и теперь сами исполнители выполняют ту часть работы, которую раньше выполняло руководство.
24