ГОСТ Р 55901—2013
8.12.4 Система управления знаний
Система управления знаниями — это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур,
призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с
точки зрения компании.
Выделяется три основных компонента, входящие а состав системы управления знаний:
- человеческие;
- технологические;
- организационные.
Культура является важнейшим аспектом а сфере знаний, поскольку именно человеческий фактор (ценности,
уровень связей или изолированность а организации) создает или разрушает систему управления знаниями. Чело
веческие взаимодействия и отношения нередко называются «социальным капиталом», элементом общего капита ла
фирмы.
Технология не можетодна разрешить проблемы знания или создать среду обмена знаниями,хотя иявляется
очень важным элементом системы управления знаниями. Применение современных информационных технологий
ни в коем случае не должно устранять необходимые элементы обычного межличностного общения, ведь именно они
делают процессы обмена знаниями в организации более интенсивными. В связи с этим необходимо уделять
внимание не только материально-технической части, но и. главным образом, организационным моментам.
Структураорганизационныхзнаний состоит из практических, теоретических,стратегических, коммерческих и
производственных знаний. Организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые
знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и оказываемых услуг и. следовательно, конкурентной
позиции фирмы. Управление каждым из перечисленных элементов в составе системы управления знаниями осно
вано на использовании уже рассмотренных процессов — создании, хранении, использовании и распространении
знаний в рамках организации.
Таким образом, с точки зрения менеджмента знаний, суть фирмы заключается в ее потенциале создания,
передачи, собирания воедино, интеграции и эксплуатации знаний какактивов. В результате из знаний образуются
компетенции, которые, в свою очередь, служат основой для создания продуктов и услуг, предлагаемых фирмой на
рынке. Иными словами, управлениезнаниями, интегрируя в себемножество различныхдисциплин, таких какуправ
ление персоналом, маркетинг, экономика, психология и информатика, является технологией XXI века, позволяю
щей организациям обеспечивать свою конкурентоспособность на рынке.
В.12.5 Ключевые понятия
Спираль знаний — это модель, предложенная для объяснения того, как явные и неявные знания при созда
нии (генерации нового) знаний взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования
или способов поведения.
Обучающаяся организация — этоорганизация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания.
Онагибко иадаптивно изменяется вответ на новыезнанияиконтекст ситуации. Вобучающейся организации персо
нал постоянно расширяет свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в ней
создают новые широкомасштабные способы мышления, в ней учатся тому, какнадо наиболее эффективным обра
зом проводить процесс совместного обучения.
Обучающееся сообщество — это неформальная группа людей, без привязки к организационной структуре,
совместно обсуждающая лучшие практики, различные вопросы или навыки, о которых группа стремится побольше
узнать.
Карта знаний — это процесс идентификации знаний и умений, необходимый для продажи или выработки
решения.
В.13 Руководство по устоявшейся практике внедрения системы менеджмента знаний
Организации стремятся улучшить свои производственные показатели и способность к инновациям и все
больше внимания уделяют методологии менеджмента знаний.
Успешное внедрение системы менеджмента знаний (СМ3) в производственные структуры происходит в пер
вую очередь ворганизациях. которые сособым вниманием относятсяктаким вопросам, какчеловеческие икультур
ные аспекты, персональная мотивация, изменение методологий менеджмента, новые и улучшенные
производственные процессы,обеспечивающие обмен знаниями междуспециалистами, владеющими различными
дисциплинами, обмен информацией и сотрудничество, в результате чего технологию рассматривают
каксредство обеспечения и двигатель прогресса.
Несмотря на это.до настоящего времени все усилия, направленные на решение проблемы создания и внед
рения СМ3 в производственную среду, сводились, как правило, к продвижению технологий, связанных с внедрени ем
современных информационных технологий, которые способствуют решению данной проблемы.
Целью настоящего стандарта является рассмотрение тех областей, которые могли бы стать предметом
общих подходов, устоявшейся практики или инициативами по стандартизации в более широком организационном
контексте, а также обеспечение осмысленными и полезными руководящими положениями компаний, чтобы они
могли воспользоваться возможностями обмена знаниями в рамкахи за пределами своихорганизационныхграниц.
Положения настоящего стандарта приведены в форме руководства по устоявшейся практике М3, описываю щего.
как успешно внедрить СМ3 в организации и в чем заключаются преимущества данного внедрения. Посред-
42