ГОСТ Р 55901—2013
Введение
Мировая экономика и торговля между ее членами быстро развиваются. Многие экономические
системы стремятся стимулировать экономический рост путем введения новшеств, включая усиление
использования во всех организациях информационно-коммуникационных технологий, помогая компа
ниям становиться более эффективными и передовыми, а также способствуя созданию новых компа
ний, производящих более прибыльные товары и услуги. Стимулированием этого развития явилось
осознание все большим числом экономистов того, что именно инновация — усовершенствование или
создание товаров, процессов, услуг и моделей ведения бизнеса или организационных моде лей
— более, чем накопление сбережений или капитала, стала основнойдвижущей силой экономичес кого
роста и ключом к улучшению уровня жизни людей.
Тем не менее, возрастающее понимание ключевой роли инноваций в национальном экономичес
ком процветании и конкурентоспособности вызвало на глобальном уровне стремление к введению
новшеств. Так как экономические системы стремятся реализовывать самые высокие уровни экономи
ческого роста на основе инноваций, им необходимо оптимально разрабатывать свою политику в отно
шении торговли, технологии, конкуренции, прав на интеллектуальную собственность, закупок, даже
налогов и образования с целью укрепления их инновационного потенциала. Но поскольку введение
технических новшеств становится узловым моментом экономического роста, экономические системы
должны также осуществлять политику поддержки инноваций таким образом, чтобы не исказить
миро вую торговлю. Следовательно, правила, регулирующие международную торговую систему,
должны развиваться таким образом, чтобы торговля инновационными товарами и услугами была бы
такой же неограниченной, как и торговля товарами промышленного производства. Для этого
потребуется уде лять основное внимание снятию таких количественных торговых барьеров, как
тарифы, но дополняя этот подход обоснованным снятием нетарифных и технических торговых
ограничений, а также избегая возведения новых барьеров.
Во-первых, немеждународная инновационная система является субоптимальной. Открытые рын
ки ведут к увеличению размера рынка и дают возможность технически прогрессивным фирмам осуще
ствлять экономию, обусловленную ростом масштабов производства, таким образом позволяя им
реинвестировать доходы в следующее поколение новых продуктов, порождая эффективный цикл
нововведений. Это особенно важно для отраслей промышленности с относительно высокими фикси
рованными расходами, но низкими предельными издержками производства (такими как полупроводни
ки, программное обеспечение, видеоигры, фильмы и музыка, фармацевтические препараты,
биотехнологическая продукция и т. д.), так как более крупные рынки могут обслуживаться с общим сни
жением средних издержек.
Во-вторых, подвергая российские фирмы международной конкуренции, торговля выступает в
качестве энергичной движущей силы инновационного развития и роста производительности труда.
Таким образом, воздействие международных рынков оказывает положительное влияние как на стиму
лирующие факторы предприятий, так и на способность этих предприятий к инновациям. И наконец,
благодаря введению новшеств, существует эффект от накопительного опыта. Чем больше технически
прогрессивные предприятия и частные лица во всех экономических системах сталкиваются с новыми
проблемами, благоприятными и потенциальными возможностями, идеями и технологиями, существу
ющими на иностранных рынках, тем больше рационализаторы разрабатывают инновационных реше
ний в ответ. Если организации способны к нововведениям лишь на их собственных рынках, то их
корпоративная база знаний и соприкосновение с набором проблем являются недостаточными и непол
ными.
Стандарты на системы менеджмента все больше применяются по всему миру организациями
всех типов и размеров. Стандарты должны отражать существующие потребности рынка и быть взаим
но совместимыми для облегчения совместного применения.
Международная организация по стандартизации (ИСО) признала необходимость обеспечения
рынка своевременными и совместимыми стандартами на системы менеджмента и подтвердила, что
этому могла бы способствовать общая методология разработки таких стандартов и рассмотрение,
например, таких вопросов, как их экономическая стоимость и эффективность.
Инновация как улучшение существующей или создание совершенно новой продукции, процес
сов. услуг, а также бизнес- или организационных моделей является основным двигателем экономичес
кого роста.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет инновацию как
«применение новой значительно улучшенной продукции (материальных товаров и услуг), процессов,
IV