ГОСТ 32601— 2013
• 9.2.4.1.3 Если анализ поперечной критической скорости ротора требуется процессом, рассмотрен
ным в 9.2.4.1.2, или он установлен покупателем, то анализдолжен быть проведен и его результаты должны
быть оценены в соответствии с приложением К.
9 2.4.2 Балансировка ротора
9.2.4.2.1Роторы категорий, перечисленных ниже,должны бытьдинамически отбалансированы в двух
плоскостях принизкой скорости так, чтобы соответствовать классам балансировки, приведенным втаблице 19:
- многоступенчатые насосы (три или более ступеней);
- одноступенчатые и двухступенчатые насосы, максимальная постоянная частота вращения которая
превышает 3800 об/мин.
Т а б л и ц а 1 9 — Требования к балансировке ротора
Посадка компонен
тов на вал
Максимальная постоян
ная частота вращения
об/мин
Коэффициент
упругости. L*ID2
мм2{дюйм2)
Методика
балансировки
ротора (*>*’
Класс баланса
роаки ротора
Зазор
S 3800»’
Без ограничений
С
В)
С натягом
£ 3800
Без ограничений
С + В или D
G2.5 (eW/n)-’1
> 3800
£ 1.9—109 (3.0—10б)
С + В или D
G1 (4W/n) га>
П р и м е ч а н и е — Требования по биению ротора даны в таблице 17.
а| С учетом 5 % повышения скорости.
« ГОСТ 31320.
а| Корректировка балансировки в процессе сборки нецелесообразна, поскольку насадка с зазором
не сохраняет скорректированный баланс.
Г| Соответствует примерно среднему классу качества балансировки по соответствующему ISO.
01 При скоростях более 3800 об/мин используются роторы повышенной упругости, достижение и
соблюдение такого баланса требует особого внимания к конструкции, изготовлению и техобслуживанию.
9.2.4.2.2 Последовательностьдействий посборке и корректировке балансировки ротора должна соот
ветствовать ГОСТ31320. При балансировке нароторе недолжны быть установлены полумуфта насоса или
вращающиеся детали торцевых уплотнений.
В таблице 19 представлен класс G2.5 ГОСТ ИСО 1940-1 для всех роторов, посадка которых осуще
ствляется с натягом, а предельная частота вращения равна 3800 об/мин. Выбор этой частоты вращения
основывается на факторах:
- при частоте вращения 3800 об/мин верхний предел балансировки класса G2.5 создает силу, возни
кающую как результатдисбаланса 10% веса ротора. Это означает, чтодисбаланс не оказывает влияния на
ротор в рабочем состоянии;
- в случае роторов, обладающих высокой упругостью по таблице 17. нецелесообразно достигать и
поддерживать прямолинейность, требуемую для балансировки класса G1.
9.2.4.2.3 Эксцентриситет массы, связанный с балансировкой класса G1, мал. например, его макси
мальное значение при работе с частотой вращения 3800 об/мин равно 2,5 мкм (0.0001 дюйма). Это приво
дит к следующим последствиям:
- нецелесообразно осуществлять балансировку деталей лучше, чем это требуется классом G2.5,
согласно 6.9.4.1. посколькуоправка эффективно изменяется при монтажедетали:
- качество балансировки может оказаться непроверяемым, если ротор отклоняется из его положения
на балансировочном стенде или демонтируется и вновь собирается. Однако всегда можно провести про
верку остаточногодисбалансадля определения точности балансировочногостенда.
9.2.4.2.4 При балансировке роторов пустые одиночные шпоночные канавки должны заполняться по-
лушпонками.
9.2.4.2.5 Если ротор подвергается балансировке как узел, необходимо провести испытание на оста
точный дисбаланс. Проверкадолжна проводиться после заключительной балансировки ротора с использо
ванием процедуры в соответствии с приложением Л. Вес всех полушпонок, используемых в процессе
заключительной балансировки собранного ротора, должен регистрироваться врабочем листе остаточного
дисбаланса (на эскизном чертеже ротора) либо схематически изображаться отдельно и приводиться на
рабочем листе всоответствии с приложением Л.
80