ГОСТ 32601— 2013
б) осевые усилия, передаваемые через упругие внутренние муфты,должны рассчитываться с учетом
предельнодопустимых прогибов в соответствии с указаниями изготовителя муфт.
Если двигатель на роликовых подшипниках (без упорного подшипника) непосредственно соединен с
валом насоса через муфту, следуетсчитать, что передаваемая муфтой осевая нагрузка равна максималь
ной нагрузке двигателя;
в)осевые усилия, передаваемые через упругие муфты, должны рассматриваться какчасть рабочей
нагрузки любого из упорных подшипников в дополнение к осевой нагрузке от ротора к зубчатым колесам
внутреннего зацепления, наблюдаемым в максимальнодопустимых условиях;
г) упорные подшипники должны обладать полной нагрузочной способностью, если изменено направ
ление вращения ротора насоса.
6.10.1.3 Однорядные шарикоподшипники с глубоким желобомдолжны иметь внутренний радиальный
зазор согласно Группе 3 [30]. [внутренний зазор больше N (нормальный)]. Одно- и двухрядные подшипники не
должны иметь канавок для ввода тел качения. Запрещается использовать неметаллические обоймы.
Увеличение внутреннего зазора может привести к снижению нагрева смазки. Кроме того, при увеличении
зазоров может увеличиться скорость вибрации. Изготовительдолжен гарантировать, что величины роста
температуры по 6.10.2.4 и вибрации по 6.9.3.6 соответствуют требованиям настоящего стандарта.
П р и м е ч а н и е — В рамках настоящего положения Группа 3 [31] эквивалентна Группе 3 [30].
6.10.1.4 Упорные шарикоподшипники должны быть парными, однорядными, с контактом под углом
40е(0.7 рад) радиально-упорного типа (серия 7000) илипо национальнымстандартам государств, упомя
нутым в предисловии, как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта, с медными
обоймами, прошедшими механическую обработку или по ГОСТ 520. Неметаллические обоймы недолжны
использоваться. Прессованные стальные обоймы должны использоваться с одобрения покупателя. Если не
указано по-другому, подшипники должны устанавливаться по схеме «back-to-back» (вариант установки
спаренных упорных шарикоподшипников). Необходимость всоздании зазора или предварительной нагруз ки
должно определяться изготовителем в соответствии с назначением и требованиями к сроку эксплуата ции
подшипников, устанавливаемыми настоящимстандартом илипонациональнымстандартамгосударств,
упомянутым в предисловии, какпроголосовавшихза принятие межгосударственного стандарта.
П р и м е ч а н и е — Существуют области применения, в которых альтернативные расстановки подшипников
могут оказаться приемлемыми, в частности, если подшипники работают непрерывно с минимальными осевыми
нагрузками.
6.10.1.5 Срок эксплуатации роликовых подшипников (основной номинальный срокслужбы. L„y,. для
каждого подшипника или пары)должен быть рассчитан согласно ГОСТ 18855 и равняться не менее 25000 ч
непрерывной эксплуатации в номинальных условиях, и не менее 16000 ч при максимальных радиальных и
осевых нагрузках и номинальных скоростях.
П р и м е ч а н и е 1 — ГОСТ 18855 устанавливает номинальный срок службы L10, выраженный в миллионах
оборотов. В промышленной практике принято выражать этот параметр в часах и обозначать ках
П р и м е ч а н и е 2 — В рамках настоящего положения [32] эквивалентен ГОСТ 18855.
• 6.10.1.6 Срок службы системы подшипников (расчетный срок службы комбинированной системы
подшипников в насосе) должен быть не менее 25000 ч при непрерывной эксплуатации в номинальных
условиях и не менее 16000 ч при максимально допустимых радиальных и аксиальных нагрузках и номи
нальной скорости. Номинальный срок службы системы L,0n ют- вычисляют по формуле (3);
<
0
1
*.
+<1/L,Mfl)3"
♦...
(1/ W 3*T2*.(3)
1
3
где
*-
ю
л
а
— номинальный срок службы, Ll0„. согласно ГОСТ 18855 для подшипника А:
J- CW— номинальный срок службы. L10„. согласно ГОСТ 18855 для подшипника В:
— номинальный срок службы, Liah.согласно ISO ГОСТ 18855 для подшипника N.
N — количество подшипников.
В случае необходимости по требованию должен быть рассчитан срок службы системы подшипников.
Указания по определению срока службы системы подшипников приведены в М.2 (приложение М).
П р и м е ч а н и е — Чтобы срок службы системы подшипников был С10й 25000 ч и 16000 ч. необходимо,
чтобы срок службы L10ft каждого подшипника системы значительно превышал указанные значения.
50