ГОСТ 32601— 2013
П р и м е ч а н и е — Основной целью заводской проверки путем измерения отклика на дисбаланс является
проверка нахождения критической скорости (пика вибрации) в пределах допуска для вычисленного значения
или, если в результате анализа прогнозируется сильно демпфированная частота вращения, отсутствия пика виб
рации в пределах допуска для вычисленного значения. Заводская проверка с использованием этого метода
возможна только для насосов, которые имеют подшипники скольжения и поставляются с парами датчиков рас
стояния для каждого радиального подшипника.
К.2.2 Величина и положение испытательного дисбаланса (испытательных дисбалансов) должны опреде
ляться путем калибровки чувствительности ротора к дисбалансу. Калибровка должна выполняться путем опреде
ления «орбит» вибрации для каждого подшипника, отфильтрованных по скорости ротора (1 ), в течение двух
опытных прогонов следующим образом:
а) с ротором фактических размеров;
б) с опытными неуравновешенными грузами, добавленными под углом 90’ к максимальному смещению
при прогоне а).
Величина испытательных дисбалансов должна быть такой, чтобы вычисленное максимальное смещение
вала, вызываемое результирующим общим дисбалансом (остаточный дисбаланс плюс испытательный дисба
ланс), составляло от 150 % до 200 % допустимого смещения, установленного в таблицах 8 или
9.
в местах
распо ложения датчиков подшипников, но она не должна превышать более чем в восемь раз значения, равного
макси мальному допустимому дисбалансу ротора.
К.2.3 В процессе испытаний частота вращения ротора, вибрационное смещение и соответствующий фазо
вый угол, отфильтрованные по скорости ротора (1). должны измеряться и записываться.
К.2.4 Характеристики ротора считаются проверенными, если выполняются следующие требования:
а) Наблюдаемая частота вращения (частота) (отчетливый пик вибрации и соответствующий фазовый сдвиг)
находится (находятся) в пределах +10 % расчетного значения (значений);
б) Измеренные амплитуды вибрации находятся в пределах 35 % расчетных значений.
Сильно демпфированные критические скорости могут не наблюдаться; поэтому отсутствие отклика ротора
в области рассчитанной сильно демпфированной критической скорости является проверкой результатов анализа.
К.2.5 Если критерии приемки, установленные в К.2.4. не выполнены, то коэффициент жесткости или коэф
фициент демпфирования или и тот и другой, используемые в вычислениях собственных частот должны корректи
роваться для согласования расчетных и измеренных результатов. Коэффициенты элементов одного типа, кольце вых
зазоров с
UD
<0.15, кольцевых зазоров с
UD
>0.15. взаимодействия рабочих колес и подшипников должны
корректироваться с использованием одного и того же поправочного коэффициента. После согласования такие же
поправочные коэффициенты должны использоваться в вычислениях собственных частот и демпфирования для
перекачиваемой жидкости, а разделение частот ротора в зависимости от коэффициентов демпфирования должно
быть перепроверено на приемлемость.
В отличив от коэффициентов, используемых при проведении анализа поперечных критических частот рото
ра. коэффициенты демпфирования в кольцевых зазорах характеризуются наибольшей погрешностью и поэтому
обычно корректируются в первую очередь. Коэффициенты жесткости кольцевых зазоров обьгчно характеризуют
ся малой погрешностью и должны корректироваться только на основе соответствующих данных. Корректировка
коэффициентов подшипников требует отдельного обоснования, поскольку типичные значения основываются на
надежных эмпирических данных.
К.2.6 Существуют альтернативные методы проверки динамических характеристик роторов, например, для
определения собственных частот ротора используется возбуждение с переменной частотой при работе насоса с
его рабочей частотой вращения. Использование альтернативных методов и интерпретация результатов должны
согласовываться потребителем/заказчиком и поставщиком/изготовителем.
К.З Документация
Отчет по результатам анализа поперечных колебаний должен включать:
а) результаты начальной оценки по 9.2.4.1.1;
б) основные данные по ротору, используемые при проведении анализа, которые могут служить базовой
моделью;
в) диаграмма Кэмбелла на рисунке К.2;
г) зависимость коэффициента демпфирования (декремента затухания) от разделения частот;
д) форма колебаний при критической скорости (скоростях), для которых определен демпфированный от
клик на дисбаланс по К.1.4;
е) диаграмма (диаграммы) Боде, полученная на основе заводской проверки дисбаланса по К.2.3:
ж) краткое описание корректировок аналитических расчетов с целью соответствия результатам заводских
испытаний по К.2.5.
Позиции д)—ж) должны заполняться только в случав, если документирование действий необходимо для
анализа или определено потребителем/заказчиком.
138