ГОСТ 32601—2013
Приложение В
(обязательное)
Турбины для отбора гидравлической мощности
В.1 Общие положения
Настоящее приложение распространяется на турбины для отбора гидравлической мощности (HPRT).
Отбор мощности обычно достигается путем уменьшения давления текучей среды, иногда совместно с про
цессами парообразования и газообразования во время снижения давления. Турбина для гидравлического отбо
ра мощности может быть насосом, работающим с обратным потоком.
В.2Термины
В настоящем стандарте используются термины, которые необходимо изменить, если стандарт применяет
ся к турбинам для отбора гидравлической мощности. Направление потока через HPRT является обратным по
отношению к потоку через насос. В этом случае слово «насос» означает HPRT. термин «всасывающий патрубок
насоса» означает «выход HPRT». а термин «выходной патрубок насоса» — «вход HPRT».
В.З Конструкция
В.3.1 Характеристики жидкости
• В.3.1.1 Потребителы’захазчик должен сообщить поставщику/изготовителю HPRT. о возможности техноло
гического потока, входящего в HPRT, мгновенно превращаться в пар. и возможности выделения абсорбированно го
газа в потоке при давлении меньшим давления на входе.
• В.3.1.2 Потребитель/заказчик должен определить обьем (в процентах) пара или газа (или того и другого)
на выходе турбины, а тахже давление и температуру, при которых пар будет испаряться.
В.З. 1.3 Если известен состав жидкой среды, то плотность жидкости и пара (или газа) как функция давления
должна быть также определена. Может возникнуть необходимость в регулировании давления на выходе HPRT с
целью ограничения количества жидкой среды, которое будет превращаться в пар. или количество газа, выделя
ющегося из раствора.
В.3.2 Система промывки уплотнений
Во избежание сокращения срока службы уплотнений необходимо рассмотреть выделение газа и парооб
разование в потоках промывки уплотнений. Если это возможно, то рекомендуется для промывки уплотнений
использовать другие способы, а не вход HPRT.
В.3.3 Автоматическое выключение при превышении скорости
В.3.3.1 Если HPRT и другое оборудование не позволяют раосчитать скорость разгона (максимальную ско
рость. достигаемую HPRT без нагрузки и в наихудших установленных режимах на входе и выходе), необходимо
рассмотреть возможность использования механизма автоматического выключения при повышенной скорости.
Обычно такие механизмы устанавливаются в диапазоне от 115% до 126% номинальной скорости. Важно пони
мать. что скорость разгона при использовании жидкостей, обогащенных абсорбируемым газом, или жидкостей,
которые частично испаряются при прохождении через HPRT. может в несколько раз превышать скорость разгона
при использовании воды. В случае таких жидкостей невозможно точно определить скорость разгона.
В.3.3.2 Риск повышенных схоростей снижается, если приводное оборудование, например, насос или венти
лятор. в реальности не могут терять нагрузку. Риск возрастает, если приводным оборудованием является генера тор.
поскольку внезапное отключение от электрических силовых цепей снимает нагрузку HPRT. В последнем случае
необходимо предусмотреть автоматический контроль и переключение на искусственную нагрузку.
В.3.3.3 Системы роторов, обладающих малой инерцией и подвергающиеся случайному снятию нагрузки,
должны оснащаться быстродействующим тормозом, что позволит предотвратить повреждения, связанные с по
вышенной скоростью.
В.3.4 Двойные приводы
П р и м е ч а н и е — См. рисунки В.1а) и В.16).
В.3.4.1 Если HPRT используется как дополнение другого привода, необходимо применять положения в
соответствии с В.3.4.2—В.3.4.5.
В.3.4.2 Основной привод должен быть рассчитан так. чтобы приводить в действие зубчатую передачу без
использования HPRT.
В.3.4.3 Обгонная муфта (т. е. муфта, передающая момент в одном направлении, а колеса свободного хода —
в другом) должна располагаться между HPRT и зубчатой передачей для приведения в действие приводного
оборудования во время технического обслуживания HPRT и запуска перед подачей технологического потока
HPRT.
В.3.4.4 Подача в HPRT может меняться в значительной степени и часто. Если подача упадет до значения,
приблизительно равного 40 % от номинальной подачи, то HPRT прекращает выработку мощности и торможение
может передаваться на основной привод. Обгонная муфта будет препятствовать такому торможению.
В.3.4.5 HPRT не должна размещаться между основным приводом и приводным оборудованием
101