ГОСТ
Р
57193—2016
обеспечивает объединение или определение физических взаимодействий между системными элементами на
уровне системной иерархии и между иерархическими уровнями, а также с внешними сущностями рассматривае
мой системы {в окружающей среде/контексте).
F.3.5 Массовая модель
Массовая модель архитектуры представляет собой пространственное расположение физических объемов
системных элементов или их частей в случав, если они распределены между собой в пространстве. Модель может
осуществлять регистрацию ожидаемых или фактических массовых свойств, помочь определить массовые свой
ства. такие как центр тяжести и динамическое поведение в движении. Модель также используется для распреде
ления полной массы системы по ее элементам.
F.3.6 Топологическая модель
Топологическая модель архитектуры представляет территориальное размещение системных элементов друг
относительно друга. Например, в модели железных дорог топологическая модель — это диорама, содержащая
масштабную композицию для управления поездами. Автомобильная топология описывает, где в транспортном
средстве находятся двигатель и ведущие колеса.
F.3.7 Сетевая модель
Сетевая модель определяет расположение узлов и связей, что помогает понять, как ресурсы перетекают от
одного узла кдругому. Ресурсы в потоках сети могут быть представлены массой, энергией, данными, людьми и т.д.
Сетевая модель может использоваться для того, чтобы определить пропускную способность, времена ожидания,
обьекты скопления и т. д. Иногда сетевая модель используется совместно со стеком протокола, чтобы понять, как
слои в сети взаимодействуют по стекам вертикально вверх и вниз.
F.3.8 Учетдругих моделей
Интересы заинтересованных сторон в жизненном цикле, такие как. например, сопровождение, развитие,
списание, потенциальные изменения окружающей среды или управление устареванием и нефункциональными
требованиями, учитываются при определении архитектурных характеристик, таких, как модульность, относитель ная
независимость, способность кобновлениям, адаптация к нескольким окружающим средам, уровень эффектив ности.
надежности, робастности, масштабируемости или стойкости к условиям окружающей среды и т. д.
Другие необходимые модели могут включать некоторые из этих характеристик или другие критичные харак
теристики качества. Например, модель надежности может продвигать функциональный уровень анализа видов и
последствий отказов (FMEA или FMECA). чтобы помочь вывести потенциальные архитектурные смягчения для
минимизации эксплуатационных рисков (риска потерь вопреки назначению, риска нарушения безопасности или
защищенности и др.), связанных с критическими интересами и функциями.
Определения понятий, в которых модели используются для определения архитектуры, могут быть основаны
на экспертизе интересов заинтересованных сторон. Модели и получающиеся представления могут использоваться
для выражения того, как архитектура обращается к их интересам, и для получения лучшего понимания их
факти ческих потребностей, пожеланий и ожиданий.
88