ГОСТ Р 57193—2016
на знания области и понимании контекста, и зарегистрированных в пересечениях интересов от предыдущих дей
ствий. Потребности часто включают показатели эффективности. Чтобы помочь выявлению потребностей, часто
используется функциональный анализ. Чтобы выявить и определить нефункциональные требования к качеству,
которые часто являются неявными потребностями заинтересованной стороны, также применимы характеристики
качества и модели качества согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010—2015 и приложения модели качества к анализу
требований согласно [26].
2Потребности заинтересованной стороны описывают потребности, желания, ожидания и воспринятые огра
ничения определенных заинтересованных сторон. Понимание потребностей заинтересованной стороны в мини мальной
безопасности и соблюдении требований частной жизни, необходимыхдля эксплуатационной окружающей
среды, минимизирует потенциал нарушений в планах, графиках и работах. Если возникнут существенные пробле
мы. касающиеся пользователей и других заинтересованных сторон или их взаимодействия с системой, рекомен
дации для определения и рассмотрения проблем человек-система могут быть найдены в [16].
3) располагайте по приоритетам сверху вниз выбранные потребности.
П р и м е ч а н и е — Чтобы поддержать установление приоритетов, обычно используется процесс управ
ления решениями. Чтобы проанализировать потребности на предмет их выполнимости или воздействия других
факторов, используется процесс системного анализа.
4) определяйте потребности заинтересованных сторон и обосновывайте их.
П р и м е ч а н и е — Потребности исходят из целей системы и ее поведения и описываются в контексте
эксплуатационной среды и условий. Полезно проследить потребности к их источникам и привести обоснования:
с) разрабатывайте концепции функционирования (эксплуатационные понятия) и другие концеп
ции жизненного цикла.
Эта деятельность состоит из следующих задач.
П р и м е ч а н и е — Другие концепции жизненного цикла подразумевают концепции приобретения, раз
вертывания, поддержки, безопасности, изъятия и списания. Базовые концепции жизненного цикла, определенные в
пределах процесса анализа бизнеса или назначения, разрабатываются в контексте определенных потребностей
заинтересованных сторон, соответствующих сценариев и взаимодействий. Для получения дополнительной инфор
мации об эксплуатационных концепциях следует обратиться к [31] (см. разделы 5 и 6). а для аннотируемой схемы
эксплуатационных концепций системы—к [31] (см. приложение А),
1) определяйте представительное множество сценариев, чтобы выявить все необходимые воз
можности. соответствующие ожидаемым эксплуатационным и другим концепциям жизненного цикла.
П р и м е ч а н и я
1 Чтобы проанализировать функционирование системы в ее намеченной окружающей среде, необходимо
определить дополнительные потребности или требования, которые не могли быть явно предоставлены ни одной из
заинтересованных сторон, например юридические, нормативные и социальные обязательства, используются
сценарии. Определяется и анализируется контекст использования системы, включая действия пользователей для
достижения целей системы, соответствующих характеристик для конечных потребителей системы (например, в
части ожидаемого обучения, степени усталости), физической среды (например, освещенности, температуры) и
любого используемого оборудования (например, защитного или оборудование связи). Когда это применимо, ана
лизируются социальные и организационные воздействия на пользователей, которые могут затронуть применение
системы или ограничить ее проект. Сценарии сосредотачиваются на угрозах, окружающей среде, инструментари
ях. методах и возможностях, которые подлежат проработке. Должны быть разработаны соответствующие концеп
ции функционирования (эксплуатационные концепции). Сценарии располагаются по приоритетам, чтобы отразить
взвешенную важность различных эксплуатационных потребностей.
2 Эти сценарии часто мотивируют обновления к эксплуатационным или другим концепциям жизненного цик
ла. Злоупотребление и отказ от сценариев выдвигают на первый план потребности в дополнительных функцио
нальных требованиях (или более определенных полученных требованиях), чтобы смягчить риски, которые опреде
ляются в сценариях нарушения функционирования или злоупотреблениях.
2) определяйте взаимодействие между пользователями и системой.
П р и м е ч а н и я
1 Требование применимости принимает во внимание человеческие ограничения по возможностям и навы
кам. Где это возможно, используются стандарты, например ГОСТ Р ИСО 9241, и принятые профессиональные
методы для определения.
i) физических, умственных способностей и возможностей при обучении;
ii) места работы, окружающей среды и услуг, включая другое оборудование в контексте его использования;
iii) нормальных, необычных и чрезвычайных условий;
iv) требований операторов и пользователей, обучения и культуры.
2 Если важна практичность, соответствующие требования планируются, определяются и реализуются в про
цессах жизненного цикла. Это рассмотренов [16]. где представлена информация, затрагивающая проблемы систем,
ориентированных на человека, и в [27]. где дана информация относительно практичности программных средств:
45