ГОСТ Р ИСО 13053-2—2013
Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы ЙС Т А Н Д А Р ТР О С С И Й С К О ЙФ Е Д Е Р А Ц И И
Статистические методы
МЕТОДОЛОГИЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ «ШЕСТЬ СИГМ»
Ча с т ь 2
Методы и приемы
Statical methods. Methodology of improvement of processes «Six сигм». Part 2.Tools and techniques
Дата введения^201^-12—01
1 Область применения
Внастоящемстандартеприведеныметодыиприемы,проиллюстрированныев
соответствующих контрольных листках, которые должны быть использованы на каждом этапе
выполнения методологии DMAIC.
Методология DMAIC, установленная в ISO 13053-1, является общей для всех отраслей
промышленности и экономики. Методы и приемы, установленные в настоящем стандарте,
применимыкорганизациямлюбогоразмера.стремящимсякповышениюсвоей
конкурентоспособности.
2 Термины и определения
Внастоящемстандартепримененыследующиетерминыссоответствующими
определениями.
2.1бенчмаркинг(benchmarking): Методсопоставления деятельностилидирующих
организаций в определенном сегменте рынка.
2.2 мозговой штурм (brainstorming): Групповой творческий метод, целью которого является
выработка большого количества идей.
2.3 диаграмма причин и следствий (диаграмма Исикавы, диаграмма причинно-
следственных связей) (cause an defect diagram): Средство визуализации, которое часто используют в
процессе мозгового штурма с целью логического структурирования возможных причин проблемы.
2.4 общая причина (common cause): Причина изменчивости параметров процесса, которая
присуща данному процессу в течение продолжительного времени.
2.5 доверительныйинтервал(confidenceinterval): Интервал,который накрывает
оцениваемый параметр с вероятностью не менее (1 -а), обычно 95 % или 99 %.
2.6 непрерывные данные (continuous data): Данные, представляющие собой результаты
измерений величин, измеряемых по непрерывной шкале, значения которых представляют собой
действительные числа.
2.7 критичный для качества, СТО (critical-to-quality): Критичные характеристики, и
требования к показателям качества, которые должны быть выполнены для удовлетворения
требований потребителя.
2.8 потребитель (customer): Организация или физическое лицо, получающие продукцию.
Примечание- Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.
(ISO 9000:2005. 3.3.5]
2.9 дефект (defect): Невыполнение требования, связанного с предполагаемым или
установленным использованием.
(ISO 9000:2005, 3.6.3]
2.10 возможность дефекта (defect opportunity): Любое измеримое событие, следствием
которого может быть возникновение дефекта.
2.11 дефектная единица продукции (defective unit): Единица продукции с одним или
несколькими дефектами.
(ISO 3534-2:2006. 1.2.16]
Издание официальное
1