ГОСТ Р ИСО 13053-2—2013
Контрольный листок 03.Модель Кано
СОДЕРЖАНИЕ
В соответствии с моделью Кано различают шесть типов качества продукции:
1. «привлекательная» характеристика качества (или восхищающая). Характеристика качества,
которую покупатель не требует, но она оказывает влияние на его или ее решение о покупке. Это
«дополнительная», «инновационная» характеристика качества, воздействующая на принятие
решения покупателем (выбрать продукт, отличающийся от множества других, привлекательные
или располагающие ожидания).
2. «одномерная» характеристика качества (или желаемая). Если данная характеристика не
реализована, покупатель заметит это и будет недоволен. Напротив, если она реализована,
покупатель увидит это и будет удовлетворен.
3. «обязательная» характеристика, которая присуща всей продукции, имеющейся на рынке. Это
минимальное требование, так как без наличия данной обязательной характеристики покупатели
могут отказаться от продукта (итоговые ожидания).
4. «предлагаемая» характеристика, находящаяся в соответствии с настроением рынка.
Предпочтения
предложение).
покупателя всегда
Более или менее
руководствуются экономическим
совершенная технология может
критерием (рекламное
повлиять на решение
(технологические ожидания).
5. «безразличная» характеристика. Характеристика качества, не имеющая эффекта и не
оказывающая влияния на удовлетворение потребностей покупателя.
6. «вызывающая скепсис» характеристика. Характеристики, которые могут плохо влиять на
покупателя, вследствие чего он может отказаться от предлагаемой продукции или услуги.
НАЗНАЧЕНИЕ
Модель Кано помогает разработчикам определить, какие функции, параметры и характеристики
вызывают интерес потребителя, способствуют росту (или снижению) удовлетворенности
потребителя продукцией, всего лишь соответствуют основным ожиданиям или безразличны
потребителю. В некоторой степени модель Кано концентрируется на скрытых потребностях
потребителя, что способствует лучшему их пониманию. Ответы, полученные в ходе опроса по
методу Кано, могут помочь в установлении скрытой сегментации рынка.
Модель имеет две главные задачи:
1. определение того, каким образом функции, параметры и характеристики продукции
способствуютудовлетворениюилинеудовлетворениюпотребителя,которомузадаются
специфичные вопросы, предполагающие только ответ «да» или «нет»;
2. определение связи функций, параметров и характеристик продукции со стратегическими
критериями.
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Выделяют пять этапов:
1. Составление опросного листа Кано;
2. Определение состава респондентов;
3. Обеспечение условий проведения анкетирования;
4. Анкетирование;
5. Обработка ответов.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Применение системы структурирования требований к характеристикам продукции (QFD).
Использование опросного листа Кано.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:
См.Г361. [38]и[47]_______________________________________________________________________________
11