ГОСТ Р ИСО 13053-2—2013
Контрольный листок 04.Древовидная диаграмма показателей критичных для качества (CTQ)
СОДЕРЖАНИЕ
Диаграмма СТО (критичных для качества показателей) является средством визуализации.
Представляет собой горизонтальное дерево, ветви которого отображают информацию,
выраженную фокус-группами потребителя или полученную при сборе заявленных или
подразумеваемых ожиданий потребителя.
НАЗНАЧЕНИЕ
Древовидная диаграмма СТО способна преобразовывать широкие потребности клиента, включая
иногда даже те. которые они не осознают, в более конкретные, определяя в тоже время
ожидания покупателя в рамках характеристик показателя критичного для качества.
Использование диаграммы СТО необходимо на этапе 1 («определения») и на этапе 4
(«контроля») при применении метода DMAIC.
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Группа работает со скрепленным из нескольких листов полотном для установления основных
потребностей потребителя. Группа устанавливает первый уровень требований, исходя из
базисных потребностей. Далее, по мере установления новых требований и новых характеристик
показателя критичного для качества появляются другие уровни.
Например:
a) Основная потребность: «надлежащая доставка»:
b
) требования первого уровня: «сроки доставки», «хорошее состояние доставляемого
товара»;
c) критичные параметры: «перевозчик», «дата доставки», «упаковка товаров»,
«комплектность» итак далее.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Ключевой момент - не угадывать ожидания потребителя, а всегда перепроверять их
непосредственно у потребителя. Древовидная структура недолжна включать более трех уровней.
Использование этого инструмента часто помогает выявить незначительные дефекты, которые
могут быть сразу же устранены.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:
См. [8],[13]и другие стандарты по управлению .
12