ГОСТ Р ИСО 13053-2—2013
Контрольный листок 02.Группировочная диаграмма
СОДЕРЖАНИЕ
Метод использования «группировочной диаграммы», который иногда называют «методом KJ»,
разработан Дзиро Кавакито.
Данный метод включает объединение всех идей, мнений и отзывов по поводу рассматриваемых
вопросов, азатемихсистематизациюисортировкудляболоедетальногоанализаиобсуждения.
Этот метод часто продолжает мозговой штурм (см контрольный листок 13).
НАЗНАЧЕНИЕ
Группировочная диаграмма обеспечивает простой подход анализа субъективных идей,
эмоциональных впечатлений и личных ощущений. Метод позволяет вырабатывать ключевые
решения, помогающие установить реальные причины.
Группировочная диаграмма помогает вовлекать группы людей в рассматриваемые проблемы и
вопросы благодаря структурированию предоставленной ими информации, что для участников
происходит естественным образом.
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Посредством групповой работы над темой проекта, каждый участник высказывает свои идеи,
соображения и мнения в отношении поднятой темы.
Каждую идею записывают на небольшой листок или стикер. Ведущий поясняет при необходимости
предложенные идеи и просит участников распределить взаимосвязанные идеи по категориям.
Одна и та же идея может быть отнесена к нескольким разным категориям.
Стикеры с «отдельными» идеями, которые не вписываются в общую картину, откладываются
вместе с еще не отсортированными записями.
Группа анализирует структуру выявленных категорий и может принять решение о выделении
новых подкатегорий или совокупностей.
Тогда, и только тогда, когда все стикеры отсортированы должным образом, группа выбирает
наименование для каждой категории.
Взаимосвязь категорий может быть разной при выделении причины рассматриваемой проблемы и
ее дальнейшем анализе.______________________________________________________________________
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Метод может быть использован вместе с другими методами, основанными на фактах и расчетах.
Связь между идеями устанавливают, опираясь на интуицию. Одна категория может включать
только одну карточку с идеей.
Благодаря использованию правого полушария мозга, более быстрое проведение процесса
классификации позволяет категориям возникать естественным образом, не оставляя времени на
разумные объяснения и логические обоснования.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:
См. [31]и[44].
10